«Региональный компонент в физвоспитании старших дошкольников-реализация программы «Наш дом-Южный Урал»

Автор: Петрова Ольга Геннадьевна

 

«Региональный компонент в физвоспитании старших дошкольников-реализация программы «Наш дом-Южный Урал»

 

В эпоху раннего железного века (X—IX века до н. э.) ураль­ский человек освоил металлургию железа. Люди научились изго­товлять из него орудия труда, вооружение, украшения, домашние изделия. В это время на Южном Урале окончательно сложились два различных уклада жизни людей — в степях занимались ското­водством, постоянно переходили с места на место (кочевники), а в лесостепях вели оседлую жизнь, т. е. жили, не переходя с места на место, занимаясь скотоводством и земледелием. Древние люди старались украсить свои жилища, предметы сложными орнамента­ми, изображавшими фигуры людей, животных, птиц. Любимыми сюжетами древних художников были сцены из жизни скотоводов: олени с ветвистыми рогами, дерущиеся верблюды, образы хищных зверей, птиц. Все это изображалось на кости, железе, бронзе, зо­лоте, коже, на поверхности колчанов, клинков кинжалов, мечей, браслетов.

В эпоху бронзы возникают города (крепости). В далекие време­на Южный Урал заселяли народы, которые впоследствии исчезли: сарматы, гунны и др. К концу XVIII века Южный Урал был заселен проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, мордвой, казахами, украинцами, белорусами, нагайбаками и др. Все эти народы были пришлыми, т. е. поселившимися здесь в самое раз­ное время, они избрали Урал местом своего постоянного жительства. И сегодня уже невозможно поделить народы края на «коренных» и «некоренных» жителей.

В XVI веке Южный Урал начали заселять русские люди, и к кон­цу XVIII века их на Южном Урале было столько же, сколько и баш­кир. Часть русских людей строила медежелезоплавильные заводы (в горнозаводской зоне Южного Урала), другие становились казаками. «Казак» (с тюркского) — «вольный человек».

Казаками становились не только русские люди, но и башкиры, нагайбаки и другие народы. Русские переселенцы принесли на Южный Урал любовь к земле, уме­ние выращивать различные растения, богатые традиции бережного отношения к земле-кормилице. Кроме металлургии и казачества, русские люди возделывали землю, собирали богатый урожай, разво­дили скот и птицу.

Все народы, живущие на Южном Урале, имели представление о миропорядке, мироустройстве. Сам человек и все, что его окружало, было космосом. Космос включал в себя животных, птиц, человека, растения, небо, солнце, звезды, озера, горы и многое другое. Люди считали, что природа живет по тем же законам, что и человек, она имеет те же чувства, что и он. Природа может сердиться — тогда свер­кает молния, плакать — тогда идет дождь, улыбаться — тогда греют солнечные лучи. В речи всех народов много слов, очеловечивающих космос, природу: «хмурое утро», «злой ветер», «грустный дождик», «ласковое солнышко», «солнце-батюшка», «земля-матушка», «берез­ка-подружка», «ветер-буян» (буйный, задорный). Природа — храни­тельница земли и неба, она величава, могуча, и человек преклонялся перед ней, берег ее и старался не нарушать ее законов.

У всех народов, живших на Южном Урале, был культ природы, люди поклонялись ей как высшему существу, как живому человеку.

Особо почиталась мать сыра земля, т. е. почва, на которой вы­ращивался урожай.

Кроме культа земли, у народов Южного Урала существовали куль­ты солнца, воды, дерева, луны и т. д.

Связь человека с живой и неживой природой, заинтересованное отношение к космосу прослеживается и в играх народов Южного Урала. Люди придумали разные игры: с игрушками, подвижные, хо­роводные, словесные. Персонажами этих игр были птицы и звери, растения и явления природы, времена года. Людям интересно было «разыгрывать», подражать другим существам и всему тому, что связа­но с природой, космосом.

Наиболее часто встречающиеся игры детей и взрослых Южного Урала:

русская народная подвижная игра «Бег по стволу»;

русская народная хороводная игра «Венок»;

—башкирская народная хороводная игра «Белый тополь, синий тополь» («Ак тирэк, кук тирек»);

   башкирская народная подвижная игра «Ястребы и ласточки»;

татарская народная подвижная игра «Земля, воздух, огонь, вода»;

татарская народная хороводная игра «Татарский плетень» («Ка­пуста»).

 

Воспитательные задачи игрвоспитывать бережное отношение к родной природе, переживать положительные эмоции от общения с природой.

Цель народной педагогики — воспитание совершенного человека, т. е. человека, гармонично и разносторонне развитого.

В силу особенностей исторического, экономического и политиче­ского развития, религиозных, культурных, языковых влияний народы Южного Урала имеют хозяйственное, культурное и национально-пси­хологическое сходство. Между народами гораздо больше сходного, чем различного. Воспитание «совершенного человека», «хорошего челове­ка», «пригожего человека», «человека что надо» включало формирова­ние и порицание следующих качеств:

 

Народ

Поощряемые качества

Отвергаемые качества

Татары

Сильная привязанность к нацио­нальной культуре, традициям быта, выраженное чувство собственного достоинства, самоуверенность; быстро улаживают возникшие по их вине конфликты, могут легко сходиться с представителями любых национальностей в совместном труде; сметливость, трудолюбие

Самолюбование,

резкость,

категоричность

в суждениях,

вспыльчивость,

обидчивость,

хитринка

Башкиры

Трудолюбие, прилежность в выполнении своих обязанностей, настойчивость, неприхотливость, добродушие, приветливость, гостеприимство

Невыдержанность, замкнутость в общении, вспыльчивость, медлительность в работе

Казахи

Помощь родственникам, подчерк­нутое уважение к старшим; скромность, сдержанность в прояв­лении чувств и эмоций, невозмути­мость, спокойная манера поведения; приспособляемость к жизни в труд­ных условиях, размеренная жизнь; исполнительность, рассудитель­ность, практический склад ума

Торопливость,

неучтивость,

глупость

Русские

Открытость, гостеприимство, терпеливость, готовность помочь, миролюбие, надежность

Лень,

безответственность, непрактичность

 

Эти черты характера описываются в народных легендах, предани­ях, сказках, пословицах, загадках.

Кроме формирования нравственных черт характера, народы Юж­ного Урала уделяли внимание физическому развитию детей. Народные детские игры, включая в себя бег, прыжки, метание предметов, выра­батывали выносливость и смекалку. В этих играх формировались на­выки социального поведения. Детей рано приучали скакать верхом. Мальчика сажали на коня в 2—3-летнем возрасте. Ни один праздник не обходился без скачек, где молодежь показывала свою удаль.

В народных играх развивались физические качества, речь, сме­калка.

Младшие группы:

игры с бабинской матрешкой, яйцами, вкладышами;

подвижная игра «Маленькие ножки — большие ноги»;

—  игры-забавы «Этот пальчик хочет спать».

Воспитательные задачи: учить управлять своим телом, способ­ствовать речевому развитию.

Старшие группы:

русская народная подвижная игра «Дед Мороз»;

русская народная хороводная игра «Чурилки»;

татарская народная подвижная игра «Спутанные кони»;

башкирская народная подвижная игра «Белая кость»;

башкирская народная подвижная игра «Гроза»;

русская народная настольная игра «Бирюльки».

Воспитательные задачи: развивать ловкость, терпение, находчи­вость, быстроту реакции, умение действовать по правилам, активный интерес к народным играм.

Все народы, проживающие на Южном Урале, учили детей пони­мать прекрасное. Это отражается в народных загадках, легендах, ис­кусстве, трудовых традициях, в обустройстве жилища (того места, где проживали человек и его семья)