“Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства”

Автор: Попова Виктория Алексеевна

Развитие
творческого потенциала подростка средствами театрального искусства.

Ребенок по своей природе очень пытливый исследователь, открыватель

мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких

и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте,

воодушевляющей его сердце, в стремлении заложить добро людям. Через

сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога

к сердцу ребенка. (В. А. Сухомлинский)

 

 

 

Театральное искусство играет большую роль в формировании личности ребенка. Оно доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью и динамикой. Дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяет строить взаимодействие и общение друг с другом, развивает их способности в различных видах деятельности. Формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию всех компонентов речи.

Так же театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий учащегося, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Организационно-целевой этап

Набор детей                                                 Прослушивание                             Выявление природных данных

 

 

 

 

 

Как правило, прием детей в театральные студии осуществляется на основании результатов прослушивания. Для прослушивания ребенок готовит стихотворение, басню, прозу, по желанию может дополнительно подготовить танец или песню. На прослушивание нужно определить какие способности у ребенка в театральном искусстве.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека. И для того чтобы определить способности детей (природные данные), нужно подготовить входящую диагностику – определить тем самым уровень способностей необходимых для становления будущего актера: артистизм, эмоциональная отзывчивость, владение интонацией, четкая дикция, пластика и мимика.

Само прослушивание можно представить в форме небольшой беседой с ребенком, в ходе которой могут быть получены основные сведения (имя, возраст ребенка), налаживается контакт, и с помощью психологических тестов выявляются сильные стороны характера человека. Оба теста указывают, какие черты характера преобладают в личности ребенка.

В начале беседы детям предложить пройти два психологических теста (приложение 1, приложение 2). Для этого необходимо было выбрать по одной фигуре на каждом рисунке. Как утверждают создатели тестов в картинках, их точность в определении типа личности составляет 90-95%.

Кроме того, в ходе общения с ребенком можно установить, умеет ли он строить диалог, умеет ли слушать он и слышать собеседника.

Таким образом, структура просмотра (прослушивания) детей делится на 4 основных этапа:

1.      Беседа-знакомство. Прохождение психологического теста.

2.      Проверка возможностей мимики ребёнка.

3.      Чтение ребенком подготовленного отрывка (стихотворения, басни).

     Все этапы прослушивания  дают полноценную и многогранную картину о способностях (природных данных) ребёнка.

Для выполнения второго задания, следующего после беседы-знакомства, используются карточки с эмоциями (приложение 3).

Ребенку задаются вопросы: Какое настроение изображено на картинке? Как можно передать это настроение? Далее ребенку предлагается назвать свое имя, возраст, передавая эмоцию, изображенную на рисунке. Критерии оценки на данном этапе указаны в приложении 3. Это задание наглядно показывает способность ребенка перестроиться и адаптироваться к новой ситуации.

На третьем этапе ребенок подходит к немаловажному для него этапу – чтению наизусть подготовленного произведения.  Здесь внимание уделяется таким критериям, как артистизм, сложность исполняемого произведения и соответствие произведения возрасту.

   И по итогам всех этапов прослушивания производится работа с  анализом полученной информации. Таким образом, мы можем определить уровень способностей (природных данных) учащихся пришедших в театральный кружок.

 

1.1Основы актерского мастерства

1.2Основы сценической речи

1.3Основы сценического движения

Обучающий этап средствами театрального искусства

 

 

 

 

 

 

 

Основная задача обучающего этапа – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе.

 «Основы актерского мастерства» связан с другими предметами театрального направления («Основы сценической речи», «Основы сценическое движение»). Важной задачей совокупности всех предметов является принципиальная нацеленность занятий на формирование актерских умений юных исполнителей, в основе которых лежит развитая способность реализовывать сценическое действие, то есть действие целесообразное, осмысленное.

Навыки, полученные в процессе обучения, реализуются учащимися в конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров, театральных постановок и спектаклей, которые исполняются перед зрителями.

 Материал для постановок подбирается таким образом, чтобы каждый ученик играл разноплановые роли, в различных жанрах и стилях. Это позволит раскрыть творческую индивидуальность учащегося и предотвратит наработку так называемых актерских «штампов».

Педагогические условия

Взаимодействие педагога, учащихся, родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разумеется, семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития.

Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного процесса, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их творческих способностей.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Педагогов и родителей должна объединить забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной творческой деятельности.

 

Итогово-результативный этап

Коллективные и индивидуальные формы работы

 

 

 

                                               

Конкурс  

чтецов                                       

 

Этюды

 

Театральные постановки

Спектакли

Личностные качеств, развиваемые средствами

театрального искусства

эмпатия

самоактулизированность

коммуникативность

активность

эмоциональность

креативность

самопонимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В заключении  хочу отметить. Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и учащиеся, игра которых помогает, которая и дает  возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу.

 

 

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования, 1 категории

Попова Виктория Алексеевна

МАУ ДО ДЮЦ «Импульс» г. Хабаровск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест на определение доминирующей черты характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ к тесту:

1. Страстный оптимист.

Обладатель этой характеристики – любящий человек, который ищет понимание, глубоко чувствует и ценит прочную человеческую связь. На людях такой человек обычно легкий на подъем и не усложняет жизнь мыслями о ее трудностях.
2. Стабильный и скрытный.

Снаружи данный тип личности кажется счастливчиком везунчиком. Внутри же всё гораздо запутаннее. Такого человека немного тяжело читать, и, вероятно, он так делает умышленно, поскольку не хочет выставлять свои чувства напоказ. Это достаточно зрелый человек, который может не только брать, но и отдавать людям. Общество является нужным для него. Этому человеку нравится протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается. 

3. Безудержный и непредсказуемый.

 Непредсказуемость обладателя данного характера делает его подобным самой яркой лампочке в комнате. По жизни этот человек словно моторчик, который никогда не останавливается. Иначе говоря, это человек-идея. В нём всегда соревнуются обычное положение вещей и перемены. Человек этого типа никогда не принимает что-либо как данность.

4. Мудрый и открытый.

Это мудрый человек, способный получить удовольствие от хорошей книги. Ему  нравится блуждать в чужих мирах. Он –  глубокий мыслитель и гибкий человек, который открыт для новых идей и изменений, но при этом всегда остаётся порядочным и честным. Самое важное для этого типа личности – оставаться верным себе. Он умён, обладает широким кругозором, очень независимый. Часто очень многим в себе гордится, однако не выставляет это напоказ.

5. Сопереживающий везунчик.

Это сочувствующий тип – скромный, вдумчивый и добрый человек, которому нужны перспективы. Он всегда старается привнести немного добра в этот мир и верит, что каждый день надо стараться двигаться в этом направлении. Возможно, не получится изменить мир, перевернуть его кардинально, но данный тип, безусловно, меняет жизнь людей. И ему нередко везет.

6. Позитивная личность.

Трудно не заинтересоваться таким солнечным и оптимистичным человеком. Он активно интересуется миром вокруг, пытается наполнить каждый момент весельем, редко унывает. У него отличное чувство юмора, все смеются над его шутками. Позитивная личность привлекает только тех людей, которые наслаждаются жизнью. Такой человек любит окружать себя радостью.

7. Энергичный и успешный.

 Окружающим может показаться, что это – хаотичный человек, но этот человек, безусловно, знает, как работать в многозадачном режиме. Он целеустремленный и полон мотивации. Жаждет успеха, и всегда следует своим мечтам. Ответственно принимает решения.

8. Правильный и добросердечный.

Это правильный и добросердечный тип личности. Люди рядом с таким человеком расслаблены. От природы данный тип личности легок на подъем. Он вы ценят уникальность каждого человека, любит жизнь и всем довольны. Когда он улыбается или смеётся, ему действительно смешно и радостно. Друзья ценят доброе сердце такого человека, и для него это лучший комплимент.

9. Добрый и понимающий.

У такого человека вас широкий взгляд на жизнь. Он – понимающий, умеет прощать. Обычно предпочитает тихую, размеренную жизнь. Ему не нравится шум в окружающем мире, и он не знает, что такое много спокойствия. Иметь свободное время, чтобы просто поразмыслить о мире, – это роскошь, которой дорожит добрый и понимающий тип личности.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

 

 

 

Тест на определение сильных сторон характера.

 

Ключ к тесту:

1 тип – «руководитель»

         Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

2 тип – «ответственный исполнитель»

         Обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.

Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

3 тип – «тревожно-мнительный»

        Характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

4 тип – «ученый»

Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

5 тип – «интуитивный»

Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.

Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества.

Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.
6 тип – «изобретатель, конструктор, художник»

Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме само контроля.

Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

7 тип – «эмотивный»

          Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

8 тип – «нечувствительный к переживаниям других»

        Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка возможностей мимики ребёнка

 

Шкала оценивания по итогам проверки возможностей мимики ребёнка:

  • высокий уровень – мимика выразительная, голос передает интонации, соответствующие выражению лица.
  • средний уровень – мимика лица недостаточно богата, однако угадывается общее настроение, заданное голосом.        
  • низкий уровень – мимика бедная, невыразительная, голос совершенно не отражает конкретно заданное настроение.