Развитие дошкольника через проектную деятельность

Автор: Антонова Ирина Владимировна

Развитие дошкольника через проектную деятельность

 

Метод проектов – один из новейших течений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется внимание и интерес.

Проектная деятельность-форма производственной деятельности.

В рамках проекта ведется самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социальный результат. Проект базируется на задаче, требует поиска исследования в разных направлениях, результаты которого суммируются и в целом будут обобщены. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, но не предлагает возможности решения, т. е. уходит от традиционного и привычного действия по заданной схеме. [5]

Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей, но только в том случае, если педагог намерен сохранить проблемную ситуацию. Именно эта проектная деятельность отличается от производственной деятельности, при которой проблемная ситуация снимается максимально быстро.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. 

Поэтому в рамках дошкольного и начального образования, как отмечают исследователи и педагоги, психическая готовность включает в себя достаточно высокий уровень когнитивного развития, исследования и умственные операции [11].

Анализ ряда исследований (в. в. Гусев [20], Д. г. Левитес [16], Н. В. Матяш [18] показывает возможность и преимущество использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, которая заключается в том, что деятельность, где каждый аспект является целостным процессом, который принимает все особенности личности, в том числе познавательный интерес к операции.

Суть метода проектов – интерес детей к определенным проблемам, которые предполагают владение определенной суммой знаний, и за счет проектной деятельности, стимулирования, которая предусматривает решение одной или нескольких проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – Ассоциация академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего равновесия на каждом этапе обучения.

Метод проектов основан на развитии познавательных интересов детей, умение конструировать свои знания в информационном пространстве, развитие критического мышления [9].

Познавательный интерес стимулирует избыточную надситуативную активность. Это явление было обнаружено в окрестностях исследователей (д. Б. Богоявленский [6], в. А. Петровский [19] и др.). Это стремление ребенка к постоянному углублению в проблему (способность к “ситуативно не стимулирующее мероприятие”). Для ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Б. Д. [10] писал, что в этой способности не “удалять” в ответе, а “собирать” в новом вопросе тайну познавательного интереса, способности видеть что-то новое в предмете нет, так что вы можете видеть других.

Проектная деятельность – это особый вид взаимодействия ребенка и взрослого и должна основываться на определенных принципах [3]:

1. Действие проекта начинается, если нет прямого действия. Проектная деятельность-это когда ребенок видит проблему и ваше решение думать.

2. Проектная деятельность предполагает перемещение ребенка в комнате. Он ищет решения своих проблем во время деятельности методом проб и ошибок, выбирает оптимальный вариант, но делает это самостоятельно. Например: воспитатель приглашает детей сделать подставку для кистей. Детям предлагается на выбор самый нетрадиционный материал. Педагог предлагает сначала подумать, говорит, что можно нарисовать “эскиз” опоры.

План ребенка намного опережает его технические возможности, и то, что он нарисовал на листе бумаги может привести к трудностям в реализации. И здесь он может рассчитывать на помощь друзей или взрослых. Совместная реализация плана ребенка позволяет лучше понимать друг друга и устанавливать доверительные отношения. Однако поддержка педагога не должна приводить к готовности выполнять работу за ребенка.

Проектная деятельность основывается на субъектности ребенка, на проявлении его инициативы, проявлении самостоятельной деятельности. Субъективность выражается при наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Например: при обсуждении подарков к 8 Марта некоторые дети предлагают сделать открытку. Все согласны. Воспитатель выслушивает все варианты. Хвалит ребенка за то, что он предложил нарисовать открытку и сестре, бабушке. Попробуй придумать что-нибудь другое. Воспитатель дает начало включению всех детей в творческий проект. Любая детская инициатива должна быть поддержана и одобрена.

Проектная деятельность предполагает не только реализацию идеи ребенка, но и реализацию ее смыслов. Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него что-то значимое. Например: подготовка к празднику. Ребенок должен понимать и узнавать, что такое праздник? (это особенный день в жизни человека или страны). Почему мы празднуем это? Как мы выражаем свое отношение к празднику? И как только значение определено, вы можете искать способы его представления.

Деятельность проекта направлена на дошкольный возраст. Поскольку ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личностные смыслы в проектной деятельности, он всегда ищет адресата – того, кому адресовано его высказывание, оформленное как произведение. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженный социальный характер и является одним из немногих социально значимых действий, доступных для детей дошкольного возраста.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к анализу, синтезу, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Работа может сочетать в себе различные области знаний, кроме того, имеются большие возможности в организации совместной учебно-исследовательской деятельности дошкольников, педагогов и родителей [15].

Таким образом, правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует но воспитанию любознательного, еще самостоятельного, успешного но ребенка. Детям нужен политика определенный промежуток но времени, чтобы еще понять информацию, политика усвоив ее, они еще сделают более политика сложный виток в политика познании мира. В педагогической практике политика познавательный интерес политика рассматривают как но внешний стимул оно познавательных процессов, оно как средство политика активизации познавательной но деятельности обучающегося, еще как эффективный оно инструмент воспитателя, еще позволяющий ему политика сделать процесс но обучения привлекательным, но выделить в обучении оно именно тех но дошкольников, заставит политика активизировать мышление, еще волноваться и переживать, политика увлеченно работать оно над учебной но задачей.

Дошкольный возраст-оно это сензитивный оно период для оно развития познавательных но потребностей, поэтому политика очень важно еще своевременное стимулирование еще познавательных процессов и но развитие их но во всех политика сферах деятельности еще детей. Интерес к учебе-оно залог успешного политика обучения и эффективности еще образовательной деятельности в но целом. Познавательный интерес политика охватывает все политика три функции оно учебного процесса, оно традиционно выделяемые в политика дидактике: образовательную, политика развивающую, воспитательную. Благодаря чему но познавательный интерес, и еще знания, и процесс политика их приобретения политика могут стать политика движущей силой еще развития интеллекта и еще важным фактором политика воспитания личности, а но также основой политика для подготовки политика дошкольников к школе.

Проектная деятельность оно дошкольников-это оно условное воспроизводство в оно реальной практической но деятельности людей, но создает условия оно реального общения. Эффективность обучения оно здесь обусловлена в но первую очередь оно взрывом мотивации, политика повышением интереса к оно предмету.

Проектная деятельность но активизирует желание политика дошкольников контактировать политика друг с другом и но воспитателем, создает оно условия равноправия в политика речевом партнерстве, политика разрушает традиционный политика барьер между оно воспитателем и дошкольником. Эта работа но позволит робким, оно неуверенным в себе еще детям говорить и оно тем самым политика преодолеть барьер политика неопределенности. Здесь каждый еще получит роль и политика должен быть политика активным партнером в еще речевом общении.

В ходе реализации но проектов, дошкольники, но конечно, должны обладать еще такими элементами еще общения, как оно умение начать но беседу, поддержать ее, оно прервать собеседника в но нужный момент, еще согласиться с ним оно или опровергнуть еще его, умение еще целенаправленно слушать но собеседника, задавать оно уточняющие вопросы. Хорошим собеседником политика часто бывает политика тот, кто еще может наиболее политика четко распознать политика ситуацию, в которой еще находятся партнеры, политика учесть уже еще известную информацию и но выбрать языковые политика средства, которые оно будут эффективны политика для общения. Почти все политика время в проекте, основная политикаосновная о деятельность -это оно речевая практика, оно не только политика говорить, но и еще слушать как оно можно более политика активно, так еще как ребенок оно должен понимать еще реплику партнера, оно соотнести ее с оно ситуацией, определить, но насколько она политика соответствует ситуации и еще задаче общения и но правильно отреагировать оно на реплику.

Благодаря обоснованному и но адекватному сочетанию политика теории и практики оно проектная деятельность оно способствует актуализации оно знаний, умений и но навыков детей еще для самостоятельного политика поиска и решения но задач, стимулирует но интересы, потребность в еще творческой деятельности, оно создает условия политика для сотрудничества оно со взрослыми и оно сверстниками.