Развитие диалогической речи через сюжетно-ролевую игру

Автор: Матюшова Светлана Юрьевна

Актуальность. Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в работе с детьми, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

По мнению А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Исследования показывают, что диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Так же отмечают, что существует и обратная зависимость – недоразвитие речевых средств снижает уровень общения.

Однако в последнее время взгляд на развитие детской диалогической речи несколько изменился. Новые исследования В.В. Ветровой, С.А. Мироновой, в области онтолингвистики доказывают, что детский диалог чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а обусловлен потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия.

С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками.

Диалогическая форма общения становится наиболее социально значимой для дошкольников. Диалог является естественной средой развития личности.

У детей есть интерес к общению со сверстниками, стремление привлечь к себе их внимание, однако диалог не получается. Чаще всего ребенок не умеет слушать партнера, говорит о своем, не ориентируясь на высказывания и интересы партнера, не отвечает на высказывания партнера по диалогу.

Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

На протяжении всего дошкольного возраста необходимо поддерживать у детей желание участвовать в диалоге, развивать умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику), воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения, побуждать детей к активному общению,  развивать навыки диалогической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы,  развивать интонационную выразительность речи, учить прислушиваться к репликам партнера и соблюдать очередность в диалоге, помогать осваивать шаблонные элементы диалогической речи.

Полноценное развитие диалогической речи у детей возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор (или беседа) воспитателя с детьми. С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи. Кроме этого, для развития диалога у детей могут использоваться игровые упражнения, совместная изобразительная деятельность, игры – драматизации и др.

В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Миновав ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. В игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника, имеет решающее значение для развитии всех психических процессов и личности ребенка в целом, оказывает существенное влияние на развитие общения детей.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры -это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну). 

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающее из взятой на себя роли. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько их действия  и действия партнеров соответствуют общепринятым правилам поведения – бывает так или не бывает. Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте меняется следующим образом: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи  в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте может служить одним из эффективных путей развития вербального общения детей. Эта деятельность должна быть специально организована с учетом своеобразия психической деятельности воспитанников и их потенциальных возможностей.

Каждая игра требует специальной подготовки со стороны педагога и детей, а иногда и со стороны родителей. Дети, готовясь к игре, изготавливают костюмы или кукол, иногда с помощью родителей, разучивают стихи, читают литературные произведения, беседуют на определенные темы, связанные с предстоящей игрой.

В ходе работы используются следующие методы развития диалогической речи:

– чтение стихов по ролям;

– беседа по картинкам;

– совместное рассказывание;

– драматизация;

– игровые методы.

Сюжетно-ролевая игра является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в  сюжетно-ролевой игре являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры.

Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию  сюжетно-ролевой игры.

В результате участия в специально организованных сюжетно-ролевых играх  дети старшего дошкольного возраста смогут  освоить:

                     согласованное  выполнение  ролевых действий в соответствии с сюжетом;

                     осуществление диалога в процессе ролевого общения  в соответствии с сюжетом игры с помощью  речевых и неречевых средств (мимика, жесты);

                     навыки общения  друг  с другом по поводу организации и проведения  игры при участии взрослого.

Сюжетно-ролевая игра позволяет старшим дошкольникам в непринужденной форме спонтанного моделирования жизненной ситуации, присущей игровому взаимодействию, освоить присущие выбранным тематическим ситуациям диалоги, усвоить речевые формулы, необходимые для общения в данных ситуациях. Эти речевые формулы запоминаются детьми тем более легко, чем более эмоционально воспринимают они игровую ситуацию. Сюжетно-ролевая игра, проходящая под контролем  воспитателя, который направляет и корректирует речевое общение детей, подсказывает и напоминает нужные обороты для ведения диалога, является прекрасным средством коррекции диалогической речи детей старшего дошкольного  возраста.

В процессе организации у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.