Разработка урока “Древний Китай”с применением здоровьесберегающих педагогических технологий, на основе информационно-коммуникативных и медиа-технологий.

Автор: Бурдина Ирина Владимировна

Урок проведен с применением здоровьесберегающих педагогических технологий, на основе информационно-коммуникативных и медиа-технологий. Последние очень удобны для технического сопровождения современного урока. Их использование повышает интерес учащихся к предмету, предоставляет возможности реализации креативных способностей учащихся и учителя, делает урок ярким, познавательным, расширяет учительский инструментарий.

Но в избытке данные технологии могут быть вредны, поэтому внедряя их, мы обязаны продумать динамическую составляющую урока – выход учащихся к доске, физкультурная и дыхательная пауза (по теме урока), объединение в группы, смена поз.

 

 

 

 

 

 

 

Древний Китай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бурдина Ирина Владимировна,

учитель истории и обществознания,

высшей категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древний Китай

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: для учителя – экран, слайды к уроку (презентация); для учащихся – учебники, рабочие тетради, атласы, контурные карты, цветные карандаши.

Цель урока для учителя: ознакомить учащихся с географическим положением Китая, его природно-климатическими условиями, дать знания о первой Китайской империи, её врагах и уникальном методе защиты от их нападения. Задачи  урока для учителя:

~       Познакомить учащихся с географическим положением и природно-климатическими условиями Древнего Китая, развивая при этом картографические навыки учащихся;

~       Повторить географическое положение и природно-климатическими условиями Древней Индии, сравнивая его этими же положениями Древнего Китая, отрабатывая навык заполнения таблицы в рабочей тетради;

~       Организовать ознакомление учащихся с занятиями и образом жизни населения первых городов-государств Древнего Китая, тренируя навык работы с материалом учебника;

~       Дать знания о первой Китайской империи, императоре Цинь Шихуанди, используя метод индивидуального задания по теме урока;

~       Прививать учащимся моральные нормы на материале урока.

Цель урока для учащихся: познакомиться с Древним Китаем, его природой, узнать о первой древнекитайской цивилизации, о её вкладе в мировую культурную сокровищницу.

Задачи урока для учащихся:

~ изучить географические положение и природно-климатические условия Древнего Китая и самостоятельно заполнить таблицу по теме в тетради;

~ ознакомиться с занятиями и образом жизни населения первых городов-государств Древнего Китая;

~ узнать  о первой Китайской империи, императоре Цинь Шихуанди;

~ выполнить практическую работу по теме на контурной карте.

План урока:

1.     Введение в тему и актуализация первичных знаний.

2.     Знакомство с географическим положением и природно-климатическими условиями Древнего Китая.

3.     Работа с контурной картой

4.     Проблемная ситуация (поиск информации). Дыхательная пауза.

5.     Работа с учебником ( поиск информации, необходимой для решения проблемной ситуации); обсуждение результатов работы.

6.     Рассказ ученика, побывавшего в Китае, о гробнице Цинь Шихуанди и Великой Китайской стены с демонстрацией собственных фотографий. Физкультурная пауза.

7.     Работа с таблицей.

8.     Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, домашнее задание.

Ход урока:

I.                   Введение в тему, ознакомление учащихся с целью урока и актуализация знаний. (5 мин).

На экране демонстрируется несколько слайдов о Китае. Учащиеся показывают свои знания, которыми они владеют об этой стране. Цель- выявить знаний по теме и готовность к восприятию нового материала, создание настроя урока, формирование интереса к теме. Метод-беседа.

II.                Знакомство с географическим положением и природно-климатическими условиями Древнего Китая (5 мин).

Проводиться с помощью слайдов «Древний Китай». Метод – иллюстрированный рассказ учителя.

III.             Работа с контурной картой. (5 мин).

Учителем заготовлены слайды с картой Китая из атласа и контурной карты. Меняя эти слайды, которые параллельно накладываются друг на друга, даем детям возможность выходить к доске по очереди и показывать на слайде контурной карты 6 географических названий: рек Янцзы, Хуанхэ, Великую Китайскую равнину, Восточно-Китайское море, Желтое море, Великую Китайскую стену. Одновременно учащиеся наносят эти названия и в свои контурные карты. Учителем напоминается  о правилах заполнения контурной карты и в конце демонстрируется слайд с «заполненной» контурной картой. При наличии СМАРТ- доски её возможности дают ещё больший динамизм работы с контурной карты.

IV.            Проблемная постановка вопроса о своеобразии управления первого императора Древнего Китая Цинь Шихуанди. (1 мин).

Учащиеся получают установку, но перед началом работы проводиться дыхательные упражнения  «Задувание свечи», «Полет пера» по системе йоги, с которыми они познакомились на предыдущем уроке.

V.               Работа с учебником – поиск информации, необходимой для решения проблемной ситуации (5 мин).

Учащиеся самостоятельно читая соответствующий пункт, отвечают на наводящие вопросы учителя:

– как назывался титул, который принял китайский правитель в 3 веке до н.э.?

– какое название получила его империя, почему?

– был ли счастлив Цинь Шихуанди?

– можно ли назвать жестоким правление Цинь Шихуанди и почему?

По итогам работы с текстом учащиеся формулируют ответы на поставленную проблему.

VI.            Перспективное задание. (6 мин).

Выступление ученицы, побывавшей в Китае. Рассказ о гробнице Цинь Шихуанди и причинах построения Великой Китайской стены подкрепляется личными фотографиями, которые демонстрируются на экране.  

По окончании доклада проводится физкультурная пауза на основе простейших элементов гимнастики йогов «Поза стула», «Поза воина».                                                                   

VII.         Работа со сравнительной таблицей в тетради по теме «Индия и Китай». (10 мин).

Таблица заготовлена на доске и на слайде. Учащиеся делятся на 5 групп и заполняют каждый свою строчку на доске, выходя поочередно. Готовая таблица воспроизводится на слайде и ребята переносят её в тетрадь.

 

 

Индия

Китай

Место возникновения цивилизации

 

 

Время возникновение цивилизации

 

 

Климат

 

 

Почвы

 

 

Реки

 

 

 

VIII.      Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, домашнее задание. (5 мин)

Учитель проверяет уровень полученных знаний, проводит первичное закрепление материала. Учащиеся получают несколько вариантов домашнего задания:

– подготовить пересказ изученного материала;

– сделать презентации об одном из изобретений древних китайцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Упражнение дыхательной гимнастики на основе системы йогов.

 

Полет пера.

Упражнение улучшает качество крови и кровоснабжение мозга. Цель -улучшить восприятие и усвоение информации, активизировать память.

Исходное положение: встаньте или сядьте прямо. Втягивая воздух через ноздри, делайте медленное вдыхание, наполняя легкие. Вдыхание идет одним движением, которым поднимается вся грудь, от опускаемой диафрагмы до самых верхних ребер и ключиц. Избегайте толчков в дыхании и старайтесь делать его плавным, медленным движением в течении 2 секунд. Сделав вдох, задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдыхайте, направляя запас воздуха как будто гоните по ветру перышко.

 

Задуй свечу.

Упражнение возвращает усталому человеку силы. Цель – улучшить деятельность нервной системы, развить нервную силу, наполнить организм жизненной энергией.

Исходное положение: встать прямо, вдохнуть полным дыханием и задержать его. Вытяните руки вперед, ослабив, насколько возможно, их мускулы. Медленно согните руки, подтягивая их к лицу, постепенно сжимая мускулы. Сильно выдохните воздух через рот, как бы задевая свечу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Упражнения на основе элементов гимнастики йогов.

 

Поза стула

Встать прямо, ноги свести вместе. Руки должны быть свободно расположены вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, потом выдох. Медленно присядьте, вытянув руки вверх, ладони прижаты друг к другу.

 

Поза воина.

Находясь в «позе стула», сделать глубокий вдох, выпрямиться, сделать выдох. Правой ногой сделать шаг назад, повернув ступню наружу на угол 45 градусов. Левую ногу согнуть в колене. Руки поднять над головой, ладони прижаты друг к другу.