Программа воспитания и социализации – часть основной образовательной программы основного общего образования

Автор: Низова Наталия Владимировна

Программа воспитания и социализации обучающихся – часть основной образовательной программы основного общего образования

 

Воспитание – составляющая процесса образования, духовно-нравственное развитие – один из целевых ориентиров образования; в основе и воспитания, и духовно-нравственного развития находятся духовно-нравственные ценности.

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

 

Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа направлена на решение таких задач, как:

– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

– формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;

– формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

– формирование экологической культуры,

– формирование антикоррупционного сознания.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования (далее – Программа)  строится  на основе базовых национальных ценностей российского общества:

·           патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

·           социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

·           гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

·           семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

·           здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

·           труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

·           наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

·           традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

·           искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

·           природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

·           человечество (человек – высшая ценность на земле, человечество обязано сохранить  мир во всем мире, человечность – принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

 

Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, запросы участников образовательного процесса

Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:

– обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;

– включающего урочную и внеурочную (общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);

– основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;

– учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).

В формировании уклада школьной жизни определяющую роль призвана играть общность участников образовательного процесса: обучающиеся, ученические коллективы, педагогический коллектив лицея, администрация, учредитель образовательной организации, родительское сообщество, общественность.

Основными направлениями деятельности лицея по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся являются:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (гражданско – патриотическое направление)

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир, многообразие и уважение культур и народо);

2. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни (интеллектуально-познавательное, трудовое направление) Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость;

3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (духовно-нравственное направление)

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности;

4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое направление)

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности;.

5. Воспитание социальной ответственности и компетентности, подготовка к сознательному выбору профессии (направление социальной компетентности)

Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны, выбор профессии;

6. Воспитание ценностного отношения к здоровью и безопасному образу жизни (спортивно-оздоровительное направление)

Ценности: здоровье физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, уважение родителей; забота о старших и младших,  здоровый образ жизни, занятия физкультурой и спортом, двигательная активность, профилактика вредных привычек;

7. Воспитание экологической культуры (экологическое направление)

Ценности: жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, ответственность, экологическое сознание.

 

Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

Содержание духовно-нравственного развития, воспитания  и социализации учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде подпрограммы, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Детализируется воспитательная деятельность по каждому направлению в Плане воспитательной работы, который утверждается на каждый учебный год.

 

 

Направление № 1: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

 

Подпрограмма воспитательной деятельности

гражданско-патриотической направленности

«ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН. ПАРТИОТ.»

 

Задачи подпрограммы:

     воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

     формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

     усвоение ценности и содержания таких понятий, как “служение Отечеству”, “правовая система и правовое государство”, “гражданское общество”, об этических категориях “свобода и ответственность”, о мировоззренческих понятиях “честь”, “совесть”, “долг”, “справедливость”, “доверие” и др.;

     развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

     развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.

 

            Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

 

Гражданское воспитание – это формирование у каждого члена общества гражданских качеств личности (обязанности и права гражданина, взгляды, отношения, традиции, которые строятся на основе Конституции РФ и других документов).

Оно включает в себя:

1) знание и выполнение своих гражданских обязанностей;

2) знание своих гражданских прав;

3) воспитание труженика;

4) воспитание семьянина;

5) воспитание защитника Отечества.

 

Гражданское воспитание связано с патриотическим воспитанием, которое включает воспитание патриотизма и чувства долга. Все действия гражданина должны быть направлены на благо своей Родины (не причинение ей вреда во всех сферах жизнедеятельности человека).

 

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Одним из аспектов гражданского воспитания также является правовое воспитание.

Целью правового воспитания, говоря в общем, является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению.

Содержание правового воспитания:

1)   учебная деятельность по предмету «Обществознание»;

2)   профилактика правонарушений;

3)   профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании.

 

Виды деятельности

содержание

Формы занятий с обучающимися

познавательная деятельность;

проектная деятельность;

социально-ориентационная;

общественно-полезная;

досуговая

 

Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства- Флаге, Гербе России.

Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.

Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.

Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.

Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина .

Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

Получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни

Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

 

– урочная деятельность,

– реализация проектов,

– тематические классные часы,

– экскурсии,

– интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады,

– мероприятия в рамках тематических месячников правовых знаний, оборонно-массовой, патриотической работы,

– уроки мужества,

-встречи с интересными людьми, специалистами

 

Направление № 2: Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни (интеллектуально-познавательное, трудовое направление)

 

Подпрограмма воспитательной деятельности

интеллектуально-познавательной, трудовой направленности

«ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»

 

Задачи подпрограммы:

·         формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу;

·         стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

·         воспитание сознательного отношения к учебе, труду;

·         развитие познавательной активности, участие в общешкольных мероприятиях;

·         формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

 

Целью интеллектуально-познавательной деятельности является создание условий для развития творческих и познавательных способностей школьников.

Интеллектуально-познавательная деятельность включает в себя:

• выявление и поддержка интеллектуально и творчески одаренных школьников;

• содействие научному и творческому росту учащихся;

• формирование интереса к различным образовательным областям;

• саморазвитие школьников.

 

Целью трудового воспитания является привитие любви к труду и уважение к людям труда; формирование у детей трудовых навыков и умений;  формирование трудолюбия, подготовка к выполнению необходимых и доступных видов профессиональной. деятельности;

Содержание трудового воспитания:

1) учебный труд (труд, который связан с условиями накопления знаний, это умение детей учиться, обобщать, наблюдать, экспериментировать);

2) трудовое обучение (формирование трудовых умений и навыков);

3) общественно- полезный труд (самообслуживание, трудовые операции, например, уборка класса, школьных территорий, приготовление игрушек для малышей и т.д.

4) профессионально-ориентационная работа.

 

Виды деятельности

содержание

Формы занятий с обучающимися

познавательная деятельность;

проектная деятельность;

социально-ориентационная;

общественно-полезная; трудовая;

досуговая

 

Получают знания:

    о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

    об основных профессиях;

    элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

 

Формируется:

    ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

    уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

    навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

    умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

    умение соблюдать порядок на рабочем месте;

    бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

    отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

 

– урочная деятельность,

– реализация научно-исследовательских и творческих проектов,

– тематические классные часы,

– экскурсии,

–  социально-значимые акции,

– социальные практики;

– интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады,

– предметные декады,

-встречи с представителями СУЗов и ВУЗов

 

Направление № 3:  Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (духовно-нравственно направление)

 

Подпрограмма воспитательной деятельности

духовно-нравственной направленности

«Я – ЧЕЛОВЕК»

 

Задачи подпрограммы:

– формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

– формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

– формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнёрства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

– формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

– формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития, а именно
воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования.  

 

Виды деятельности

содержание

Формы занятий с обучающимися

познавательная деятельность;

проектная деятельность;

социально-ориентационная;

общественно-полезная; досуговая

 

Получение знаний

     о базовых национальных российских ценностях;

     различия хороших и плохих поступков;

     о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

     о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

     о правилах этики, культуры речи.

 

Формирование:

     уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

     навыков установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

     бережного, гуманного отношение ко всему живому;

     стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

     представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

     отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

– урочная деятельность,

– тематические классные часы,

– экскурсии,

–  социально-значимые акции,

– тематические встречи с деятелями науки, культуры, здравоохранения, органов правопорядка,

– беседы, диспуты, просмотры кинофильмов с последующим обсуждением,

– тренинги.

 

Направление № 4: Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое направление)

 

Подпрограмма воспитательной деятельности

эстетической направленности

«В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО»

Задачи подпрограммы:

– формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

– формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

– формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

– формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

– формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

– формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. 

 

Виды деятельности

содержание

Формы занятий с обучающимися

познавательная деятельность;

проектная деятельность;

социально-ориентационная;

художественная; досуговая

 

Получение знаний

     о душевной и физической красоте человека;

 

Формирование

     эстетических идеалов, чувства прекрасного; умения видеть красоту природы, труда и творчества;

     интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

     интерес к занятиям художественным творчеством;

     стремление к опрятному внешнему виду;

     отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

– урочная деятельность,

– тематические классные часы,

– экскурсии,

– посещение выставок, театров, музеев, кинотеатров;

–  тематические встречи с деятелями культуры,

– тематические, просмотры кинофильмов с последующим обсуждением,

– концерты, фестивали, конкурсы, олимпиады, праздники художественно-творческой направленности

 

Направление № 5: Воспитание социальной ответственности и компетентности, подготовка к сознательному выбору профессии (направление социальной компетентности)

 

Подпрограмма воспитательной деятельности

социальной направленности

«Я  В  СОЦИУМЕ»

Задачи подпрограммы:

– формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

– развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.

– формирование у обучающихся представлений о таких понятиях, как “толерантность”, “миролюбие”,”гражданское согласие”, “социальное партнёрство”, развитие опыта противостояния таким явлениям, как “социальная агрессия”, “межнациональная рознь”, “экстремизм”, “терроризм”, “фанатизм” (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

– формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

 

Виды деятельности

содержание

Формы занятий с обучающимися

познавательная деятельность;

проектная деятельность;

социально-ориентационная;

общественно-полезная деятельность; досуговая деятельность

 

– участие в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.

– овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

– осознанное участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби),

– освоение основных форм учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями,

– участие в деятельности школьного самоуправления,

– участие в реализации социальных проектов — проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ,

– формирование представлений о мире профессий и понятия об образовательной траектории.

– урочная деятельность,

– тематические классные часы,

– экскурсии,

–  тематические встречи с представителями органов правопорядка,

– тематические, просмотры кинофильмов с последующим обсуждением,

– социально-значимые акции, проекты,

– КТД,

– беседы, игры, конкурсы, тренинги,

– профориентационные акции, встречи,экскурсии,

– социальные пробы,

– защита образовательного маршрута.

 

Направление № 6: Воспитание ценностного отношения к здоровью и безопасному образу жизни (спортивно-оздоровительное направление)

 

Подпрограмма воспитательной деятельности

спортивно-оздоровительной направленности

«СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ»

 

Задачи подпрограммы:

– формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

– формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения и во внеурочное время;

– формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь.

 

Физическое воспитание – процесс организации активной познавательной и физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на потребности в занятиях физической культурой и спортом, развитие их физических сил и здоровья, ведение здорового образа жизни.

 

Виды деятельности

содержание

Формы занятий с обучающимися

познавательная деятельность;

проектная деятельность;

социально-ориентационная;

Спортивно-оздоровительная деятельность; досуговая деятельность

 

  Получение знаний о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;

  овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;

  понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;

  получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;

  осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;

  регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене;

  опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;

  соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

  составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;

  отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании;

  формирование  потребности и интереса к занятиям физической культурой и спортом; 

  развитие у учащихся физических задатков в различных видах физкультуры и спорта.

– урочная деятельность,

– тематические классные часы,

– соревнования, Дни здоровья,

–  тематические встречи с медицинскими работниками,

– тематические, просмотры кинофильмов с последующим обсуждением,

– социально-значимые акции, проекты,

– КТД,

– беседы, игры, конкурсы, тренинги,

 

 

Направление № 7: Воспитание экологической культуры (экологическое направление)

 

Подпрограмма воспитательной деятельности

экологической направленности

«Я И ПРИРОДА»

 

Задачи подпрограмм:

– формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

– формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях; формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

– формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

 

Виды деятельности

содержание

Формы занятий с обучающимися

познавательная деятельность;

проектная деятельность;

социально-ориентационная;

обществео-полезная деятельность, трудовая деятельность

 

      развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

      ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

      элементарный опыт природоохранительной деятельности;

      бережное отношение к растениям и животным.

 

– урочная деятельность,

– тематические классные часы,

– субботники, БУНТы,

– экскурсии,

–  тематические встречи с представителями природоохранных организаций,

– социально-значимые акции, проекты,

– КТД,

– беседы, игры, конкурсы,

– социальные практики

 

 

 

Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений

 

Формами индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся являются: «ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы, профессиональные пробы, защита образовательного маршрута.

«Ярмарка профессий» как форма организации профессиональной ориентации обучающихся предполагает публичную презентацию различных профессиональных занятий с целью актуализировать, расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в игровой форме, имитирующей ярмарочное гуляние. Общая методическая схема предусматривает оборудование на некоторой территории площадок, на которых разворачиваются презентации, участники имеют возможность свободного передвижения по территории ярмарки от площадки к площадке в произвольном порядке. В «Ярмарке профессий» могут принимать участие не только обучающиеся, но и их родители, специально приглашенные квалифицированные признанные специалисты.

Дни открытых дверей в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся наиболее часто проводятся на базе профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и призваны презентовать спектр образовательных программ, реализуемых образовательной организацией, в ходе такого рода мероприятий пропагандируется обучение в отдельных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы, а также различные варианты профессионального образования, которые осуществляются в этом образовательной организации.

Экскурсия как форма организации профессиональной ориентации обучающихся представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом – экскурсоводом) объекты и материалы, освещающие те или иные виды профессиональной деятельности. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия (посещение производства, музея), в музеи или на тематические экспозиции, в организации профессионального образования. Опираясь на возможности современных электронных устройств, следует использовать такую форму как виртуальная экскурсия по производствам, образовательным организациям.

Предметная неделя в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся включает набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение календарной недели, содержательно предметная неделя связана с каким-либо предметом или предметной областью («Неделя математики, физики и информатики», «Неделя химии, биологии, географии», «Неделя русского языка и литературы», «Неделя иностранного языка» и др.). Предметная неделя может состоять из презентаций проектов и публичных отчетов об их реализации, конкурсов знатоков по предмету/предметам, встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере.

Олимпиады по предметам (предметным областям) в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере, олимпиады по предмету (предметным областям) стимулируют познавательный интерес.

Профессиональные пробы – форма работы с учащимися по профориентации на базе учреждения дополнительного образования детей, где учащимся предоставляется возможность пройти курсы профессиональных проб, т.е. попробовать себя в той или иной профессии, расширить свои знания о мире профессий. Обучающиеся имеют возможность на практике получить представление о той или иной профессии, в результате чего может возникнуть  интерес к какой-либо профессии.

Защита образовательного маршрута – форма работы с учащимися по выстраиванию своего образовательного маршрута. Обучающиеся публично перед комиссией презентуют свои успехи и достижения, озвучивает свои потребности в образовании, аргументируя выбор  дальнейшего предпрофиля или профиля обучения. На защите образовательного маршрута обучающимися может быть представлено портфолио.

 

Этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательной организации, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования

 

Достижение результатов социализации обучающихся в совместной деятельности лицея с различными социальными субъектами, с одной стороны, обеспечивается организацией взаимодействия школы с предприятиями, общественными организациями, организациями дополнительного образования и т. д., а с другой – вовлечением школьника в социальную деятельность.

Организация взаимодействия лицея с предприятиями, общественными объединениями, организациями дополнительного образования, иными социальными субъектами может быть представлена как последовательная реализация следующих этапов:

– моделирование администрацией лицея с привлечением школьников, родителей, общественности взаимодействия лицея с различными социальными субъектами (на основе анализа педагогами школы социально-педагогических потенциалов социальной среды);

– проектирование партнерства лицея с различными социальными субъектами (в результате переговоров администрации формирование договорных отношений с предприятиями, общественными объединениями, организациями дополнительного образования и другими субъектами);

– осуществление социальной деятельности в процессе реализации договоров лицея с социальными партнерами;

– формирование в лицее и в окружающей социальной среде атмосферы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;

– организация рефлексии социальных взаимодействий и взаимоотношений с различными субъектами в системе общественных отношений;

– обеспечение разнообразия социальной деятельности по содержанию (общение, познание, игра, спорт, труд), формам организации, возможному характеру участия (увлечение (хобби), общественная активность, социальное лидерство);

– стимулирование общественной самоорганизации обучающихся лицея, поддержка общественных инициатив школьников.

 

 

Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания

 

Основными формами организации педагогической поддержки обучающихся являются: психолого-педагогическое консультирование, метод организации развивающих ситуаций, ситуационно-ролевые игры, социализация учащихся в ходе познавательной деятельности, социализация учащихся средствами общественной и трудовой деятельности.

Психолого-педагогическая консультация в качестве основной формы организации педагогической поддержки обучающихся предполагает идентификацию проблемной ситуации обучающегося, а также определение, какие ресурсы и каким способом он может задействовать для самостоятельного разрешения проблемы. Целью консультации является создание у школьника представлений об альтернативных вариантах действий в конкретной проблемной ситуации. В процессе консультирования могут решаться три группы задач:

1) эмоционально-волевой поддержки обучающегося (повышение уверенности школьника в себе, своих силах, убежденности в возможности преодолеть трудности);

2) информационной поддержки обучающегося (обеспечение школьника сведениями, необходимыми для разрешения проблемной ситуации);

3) интеллектуальной поддержки социализации (осознание школьником собственной проблемной ситуации, в том числе и в самоопределении относительно вариантов получения образования).

Организация развивающих ситуаций предполагает, что педагог осуществляет поддержку в решении школьником значимой для него проблемной ситуации, может управлять как отдельными элементами существующих ситуаций, так и организовывать их специально. Воспитанник, участвуя в таких ситуациях, наращивает свои личностные ресурсы, совершенствуется в способах управления имеющимися ресурсами для решения собственных возрастных задач. При организации развивающих ситуаций педагог может использовать и комбинировать самые разнообразные педагогические средства, вовлекать воспитанника в разнообразные виды деятельности.

Основными формами организации педагогической поддержки обучающихся являются ситуационно-ролевые игры, позволяющие совершенствовать способы межличностного взаимодействия; аутотренинги, способствующие развитию навыков саморегуляции, приемы творческого мышления как средство развития способов мысленного решения школьником задач своей жизнедеятельности. В рамках ролевой игры воспитанник действует, познавая себя, осознавая собственные проблемы, ситуации выбора, принимая решение, проектируя и планируя собственную деятельность, взаимодействуя с другими игроками. В ситуационно-ролевой игре воспитанник, участвуя в разных ролях в различных моделях социального взаимодействия, не только становится более компетентным в сфере социальных отношений, но и относительно безболезненно приобретает опыт соревнования и сотрудничества, победы и проигрыша.

Познавательная деятельность учащихся, организуемая в рамках системно-деятельностного подхода, предполагает в качестве основных форм учебного сотрудничества сотрудничество со сверстниками и с учителем. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение обучающегося от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала.

Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у учащихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов.

Спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления очень широк. В рамках этого вида деятельности учащиеся должны иметь возможность:

• участвовать в принятии решений Управляющего совета школы;

• решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства в школе;

• контролировать выполнение учащимися основных прав и обязанностей;

• защищать права учащихся на всех уровнях управления лицеем.

Деятельность общественных организаций и органов ученического самоуправления в школе создаёт условия для реализации учащимися собственных социальных инициатив, а также:

• придания общественного характера системе управления образовательным процессом;

• создания общешкольного уклада, комфортного для учеников и педагогов, способствующего активной общественной жизни школы.

Важным условием педагогической поддержки социализации учащихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики. Организация и проведение таких практик могут осуществляться педагогами совместно с родителями учащихся, квалифицированными представителями общественных организаций, учреждений культуры и образования.

Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами трудовой деятельности. Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у учащихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель — превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития учащихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста. При этом сам характер труда учащегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и востребованность его результатов. Уникальность, авторский характер, деятельность для других должны стать основными признаками различных форм трудовой деятельности как формы социализации личности.

Социализация учащихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности учащихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, занятия в учебных мастерских, общественно-полезная работа и др.) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.

Формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания.

Важнейшим партнером лицея в реализации цели и задач воспитания и социализации являются родители обучающегося (законные представители), которые одновременно выступают в многообразии позиций и социальных ролей:

– как источник родительского запроса к школе на физическое, социально-психологическое, академическое (в сфере обучения) благополучие ребенка, эксперт результатов деятельности образовательной организации;

– как обладатель и распорядитель ресурсов для воспитания и социализации;

– непосредственный воспитатель (в рамках школьного и семейного воспитания).

Условиями результативности работы с родителями обучающихся (законными представителями) является понимание педагогическими работниками и учет ими при проектировании и конструировании взаимодействия следующих аспектов:

– ориентация на «партисипативность» (вовлечение родителей в управление образовательным процессом, решение проблем, участие в решении и анализе проблем, принятии решений и даже их реализации в той или иной форме, возникающих в жизни образовательной организации);

– недопустимость директивного навязывания родителям обучающихся взглядов, оценок, помощи в воспитании их детей (без вербализированного запроса со стороны родителей), использование педагогами по отношению к родителям методов требования и убеждения как исключительно крайняя мера;

– наличие границ сотрудничества педагогов с родителями и вероятность конфликта интересов семьи и школы, умеренность ожиданий активности и заинтересованности родителей обучающегося в разрешении тех или иных противоречий, возникающих в процессе образования их ребенка, неэффективность тактики просто информирования педагогом родителей о недостатках в обучении или поведении их ребенка,

– безальтернативность переговоров как метода взаимодействия педагогов с родителями, восприятие переговоров как необходимой и регулярной ситуации взаимодействия.

Развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье предусматривает содействие в формулировке родительского запроса образовательной организации, в определении родителями объема собственных ресурсов, которые они готовы передавать и использовать в реализации цели и задач воспитания и социализации.

В качестве социальных партнеров по направлениям социального воспитания могут привлекаться педагогические работники иных образовательных организаций, выпускники, представители общественности, органов управления, бизнес сообщества.

 

Модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие, в том числе, рациональную организацию учебной деятельности и  образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса

Организация работы в лицее по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни ведётся в трёх направлениях:

1.    Просветительская работа с родителями.

2.    Профилактическая работа с обучающимися.

3.    Организационно-методическая работа с педагогами.

В рамках просветительской работы с родителями в целях повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, родительский лекторий, вечер вопросов и ответов, семинар, индивидуальное консультирование и др.

·                    родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и школе, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы

ü общешкольные родительские собрания проводятся не менее двух раз в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы;

ü классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем;

·                    родительские конференции, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и посвященные обмену опытом в семейном воспитании, а также конференции с обсуждением проблемных тем и ситуаций;

·                    родительский лекторий, способствующий повышению педагогической культуры родителей;

·                    вечер вопросов и ответов с приглашением специалистов по вопросам воспитания детей;

·                    семинары – практикумы – на семинарах родителей обучают правильному общению с ребёнком, умениям выявлять причины конфликтов между супругами и между родителями и детьми, умению строить конструктивные отношения с ребёнком и окружающими;

·                    индивидуальные консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.

·                    посещение семьи: индивидуальная работа педагога, психолога (по необходимости) с родителями, знакомство с условиями жизни.

В рамках формирования у родителей культуры принадлежности к школьному образовательному пространству могут быть использованы следующие формы встреч с родителями:

·                    встреча с администрацией и психологом;

·                    «День открытых дверей» – демонстрация достижений обучающихся родителям;

 

Образовательные учреждения обладают рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы среди детей, в частности имеют огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к его семье и механизмы воздействия на нее, располагают квалифицированными специалистами.

В рамках профилактической работы с обучающимися в лицее ежегодно утверждаются План воспитательной деятельности с обучающимися, План мероприятий по предупреждению  дорожно-транспортного травматизма, План работы по профилактике потребления наркотических и психоактивных веществ и формированию культуры здорового образа жизни, которые включают в себя мероприятия, направленные на формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни. Вся профилактическая работа с обучающимися  включает в себя несколько модулей.

МОДУЛЬ 1 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;

• представление о правильном питании;

• представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;

• потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;

• умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.

Для реализации этого модуля необходима интеграция внеурочной деятельности с курсом физической культуры, биологии.

МОДУЛЬ 2 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• представление о  знаниях, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин;

• представление о нормах безопасности на дорогах, улицах, общественных местах, дома, на водоёмах;

•  умение идентифицировать опасность и определить негативное воздействие среды обитания;

умение предупреждать воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

умение защищаться от опасности;

умение ликвидировать отрицательные последствия воздействия опасных и вредных факторов в природе;

потребность в создании нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Для реализации этого модуля необходима интеграция внеурочной деятельности с курсом основ безопасности жизнедеятельности, биологии.

МОДУЛЬ 3 — комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:

• развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

• формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

• формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;

• включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;

• ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;

• развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.

Для реализации этого модуля необходима интеграция внеурочной деятельности с курсом основ безопасности жизнедеятельности, биологии.

МОДУЛЬ 4 — комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения:

• развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;

• развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов;

• формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.

Для реализации этого модуля необходима интеграция внеурочной деятельности с курсом Этика и психология.

 

В рамках организационно-методической работы с педагогами проводятся организационные совещания, педагогические советы и методические семинары, действует методическое объединение классных руководителей, проводятся семинары-тренинги.

Данные мероприятия проводятся с педагогами для рассмотрения следующих вопросов:

– изменение или дополнение  планов учебно-воспитательной работы;

– изучение и апробация новых педагогических методик и программ;

– изучение развития познавательной сферы и личностных особенностей обучающихся;

– информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся, педагогических работников;

– проведение тематических выступлений для педагогов и др.

 

Описание деятельности образовательной организации в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся

 

Экологическая здоровьесберегающая деятельность лицея на уровне основного общего образования может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации социальных проектов,  просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура лицея включает:

• соответствие состояния и содержания здания и помещений лицея санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников;

• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организация качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие помещений для медицинского персонала;

• наличие необходимого  и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (учителя физической культуры, психологи, медицинские работники);

• наличие пришкольного площадки.

Ответственность за реализацию этого блока и контроль возлагаются на администрацию лицея.

Рациональная организация учебной  и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности образовательного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

·         соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

·         использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;

·         введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

·         строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

·         индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности);

·         ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы  под строгим контролем медицинских работников.

Реализация этого блока зависит от администрации лицея, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов.

 

Эффективная организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и  формирование культуры здоровья, включает:

·         полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

·         рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активнодвигательного характера;

·         организацию работы спортивных секций и создание  условий для их эффективного функционирования;

·         регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней Здоровья, соревнований, олимпиад, походов  и т. п.).

Реализация социальных  проектов предусматривает:

• внедрение в систему работы лицея программ и проектов, направленных на формирование экологической грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни через подпрограмму воспитательной деятельности «Я и природа», социально значимых проектов «Школьная территория – зелёная лаборатория», «Школьная практика», «Бумажный бум» и др.;

• проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

 

Программа предусматривают разные формы организации занятий:

— интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

— проведение часов здоровья и экологической безопасности;

— проведение классных часов;

— занятия в кружках;

— проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

— организацию дней экологической культуры и здоровья.

 

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, и т. п., экологическое просвещение родителей;

• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней экологической культуры и здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

 

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т. п.)

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся призвана реализовывать стратегическую задачу (формирование у школьников активной жизненной позиции) и тактическую задачу (обеспечить вовлечение и активное участие обучающегося в совместной деятельности, организуемой в воспитательных целях).

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся в общеобразовательной школе строится на следующих принципах:

– публичность поощрения (информирование всех обучающихся о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников);

– соответствие артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, специфической символике, выработанной и существующей в сообществе в виде традиции;

– прозрачность правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);

– регулирование частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях – недостаточно длительные периоды ожидания и чрезмерно большие группы поощряемых);

– сочетание индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать активность групп обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между школьниками, получившими награду и не получившими ее);

– дифференцированность поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).

            В лицее действует эффективная система поощрения социальной успешность обучающихся на основании Положения о стимулировании обучающихся МАОУ «Лицей № 4» г. Чебоксары, которое предусматривает следующие виды поощрения:

1.  Публичное признание.

Поздравление  победителей и призеров олимпиад, научно- практических конференций, конкурсов, игр, соревнований различного уровня через  информационное поле Лицея.

Вручение дипломов, грамот  победителям  и призерам в торжественной обстановке на общих линейках учащихся  или линейках по параллелям.

1.        Благодарственные письма родителям.

По итогам учебного года вручаются благодарственные письма родителям учащихся – отличников учебы,  победителей  и призеров    олимпиад, конференций, конкурсов различного уровня; лидеров класса, школьных, общественных объединений.

3. Вручение знаков отличия: значок  «Я в лицее» для учащихся  1-5 классов, шеврона «Лицеист» для учащихся 8 классов.

4. Вручение за достижение высоких образовательных  результатов, победу в олимпиадах, конкурсах, конференций различного уровня учащимся лицея, лидерам школьных, общественных объединений знаков «Лучшему из лучших», «Звезда 4 лицея».

5. Проведение акций «За первые сто пятерок – 500 рублей», «Дополнительный день каникул».

            Ежегодно кандидатуры обучающиеся лицея выдвигаются на  получение различных стипендий, таких как Именная стипендия Главы администрации города Чебоксары, Стипендия Главы Чувашской Республики за особую творческую устремлённость.

 

Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях)

 

Первый критерий – степень обеспечения в лицее безопасности жизни и здоровья обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях), выражается в следующих показателях:

– уровень информированности педагогов о состоянии здоровья обучающихся (заболевания, ограничения по здоровью), в том числе фиксация динамики здоровья обучающихся, уровень информированности о посещении спортивных секций, регулярности занятий физической культурой;

– степень конкретности и измеримости задач по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, уровень обусловленности задач анализом ситуации в лицее, ученическом классе, учебной группе,

– уровень дифференциации работы исходя из состояния здоровья отдельных категорий обучающихся;

– реалистичность количества и достаточность мероприятий по обеспечению рациональной организации учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактической работы,   формированию осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни, формированию у обучающихся навыков оценки собственного функционального состояния, формирование у обучающихся компетенций в составлении и реализации  рационального режима дня и отдыха (тематика, форма и содержание которых адекватны задачам обеспечения жизни и здоровья обучающихся, здорового и безопасного образа жизни);

– уровень безопасности для обучающихся среды образовательной организации;

– согласованность мероприятий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, формирование здорового и безопасного образа жизни, с медиками и родителями обучающихся, привлечение к организации мероприятий профильных организаций, родителей, общественности и др.

Второй критерий – степень обеспечения в лицее  позитивных межличностных отношений обучающихся, выражается в следующих показателях:

– уровень информированности педагогов (прежде всего классных руководителей) о состоянии межличностных отношений в сообществах обучающихся (специфические проблемы межличностных отношений школьников, обусловленные особенностями учебных групп, спецификой формирования коллектива, стилями педагогического руководства, составом обучающихся и т. д.), периодичность фиксации динамики о состоянии межличностных отношений в ученических классах;

– степень конкретности и измеримости задач по обеспечению в лицее позитивных межличностных отношений обучающихся, уровень обусловленности задач анализом ситуации в лицее, ученическом классе, учебной группе, уровень дифференциации работы исходя из социально-психологического статуса отдельных категорий обучающихся;

– состояние межличностных отношений обучающихся в ученических классах (позитивные, индифферентные, враждебные);

– реалистичность количества и достаточность мероприятий обеспечивающих работу с лидерами ученических сообществ, недопущение притеснение одними детьми других, оптимизацию взаимоотношений между  микро-группами, между обучающимися и учителями, обеспечение в группах учащихся атмосферы снисходительности, терпимости друг к другу  (тематика, форма и содержание которых адекватны задачам обеспечения позитивных межличностных отношений обучающихся);

– согласованность мероприятий, обеспечивающих позитивные межличностные отношения обучающихся, с психологом.

Третий критерий – степень содействия обучающимся в освоении программ общего и дополнительного образования выражается в следующих показателях:

– уровень информированности педагогов об особенностях содержания образования в реализуемой образовательной программе, степень информированности педагогов о возможностях и проблемах освоения обучающимися данного содержания образования, уровень информированности о динамике академических достижений обучающихся, о типичных и персональных трудностях в освоении образовательной программы;

– степень конкретности и измеримости задач содействия обучающимся в освоении программ общего и дополнительного образования, уровень обусловленности задач анализом ситуации в образовательной организации, ученическом классе, учебной группе, уровень дифференциации работы исходя из успешности обучения отдельных категорий обучающихся;

– реалистичность количества и достаточность мероприятий направленных на обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечении академических достижений одаренных обучающихся, преодолении трудностей в освоении содержания образования, обеспечение образовательной среды (тематика, форма и содержание которых адекватны задачам содействия обучающимся в освоении программ общего и дополнительного образования);

– согласованность мероприятий содействия обучающимся в освоении программ общего и дополнительного образования с учителями предметниками и родителями обучающихся; вовлечение родителей в деятельность по обеспечению успеха обучающихся в освоении образовательной программы основного общего образования.

Четвертый критерий – степень реализации задач воспитания компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, выражается в следующих показателях:

– уровень информированности педагогов о предпосылках и проблемах воспитания у обучающихся патриотизма, гражданственности, формирования экологической культуры, уровень информированности об общественной самоорганизации класса;

– степень конкретности и измеримости задач патриотического, гражданского, экологического воспитания, уровень обусловленности формулировок задач анализом ситуации в образовательной организации, ученическом классе, учебной группе; при формулировке задач учтены возрастные особенности, традиции образовательной организации, специфика класса;

– степень корректности и конкретности принципов и методических правил по реализации задач патриотического, гражданского, экологического воспитания обучающихся;

– реалистичность количества и достаточность мероприятий (тематика, форма и содержание которых адекватны задачам патриотического, гражданского, трудового, экологического воспитания обучающихся);

– согласованность мероприятий патриотического, гражданского, трудового, экологического воспитания с родителями обучающихся, привлечение к организации мероприятий профильных организаций родителей, общественности и др.

Показатели эффективности воспитательного процесса.

Ожидаемые результаты

Показатели отслеживания результата

Методики

Охват внеурочной деятельностью

Занятость учащихся во внеурочное время

сводная таблица

 

Состояние преступности                     

Отсутствие правонарушений;

   

количество учащихся, состоящих на

учете в ПДН, КДНиЗП, ВШУ

Уровень воспитанности                         

·       уважение к лицейским традициям и фундаменталь­ным ценностям;

·       демонстрация знаний этикета и делового общения;

·       овладение социальными навыками

сводная таблица по классам

Сформированность познавательного потенциала

·       освоение учащимися образовательной программы

·       развитость мышления

·       познавательная активность учащихся

·       сформированность учебной деятельности

1. Школьный тест умственного развития

2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

4.Педагогическое наблюдение

Сформированность коммуникативного потенциала личности

 

·      коммуникабельность

·      сформированность коммуникативной культуры учащихся

·      знание этикета поведения

1. Методика выявления коммуникативных склонностей.

2.Педагогическое наблюдение

Сформированность нравственного потенциала

 

·       нравственная направленность личности

·       сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

1. Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”

2. Методика С.М. Петровой “Русские пословицы”

3. Методики “Недописанный тезис”, “Ситуация свободного выбора”

4. Метод ранжирования

 5. Методики “Репка” (“Что во мне выросло”), “Магазин”, “Золотая рыбка”, “Цветик – семицветик”

Сформированность физического потенциала

 

·      состояние здоровья 

·      развитость физических качеств личности

1. Состояние здоровья обучающегося

2. Развитость физических качеств личности

3.Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

4. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

5. Отсутствие вредных привычек

Сформированность эстетического потенциала

·      развитость чувства прекрасного

·      сформированность других эстетических чувств

1.Педагогическое наблюдение

Результативность работы ДО

 

·      эффективность деятельности органов, объединений.

·      расширение круга вопросов, самостоятельно решаемых детьми.

Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»

Сводная таблица

Результативность в районных, городских, республиканских мероприятиях

·      имидж лицея

Сводная таблица

Оценка микроклимата в лицее

 

·       характер отношений между участниками учебно-воспитательного процесса

·       единые требования педагогов и родителей к ребенку.

·       участие детей, родителей, учителей в мероприятиях.

·       нравственные ценности.

·       создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Методика С.М. Петровой «Пословицы»

Методика М.И. Рожковой «Изучение социализированности личности».

Методика Л.В. Байбородовой «Ситуация выбора».

Анкета «Что такое счастье?»

Игра  «Фантастический выбор»

Анкета «Моя семья». Методика Е.Н. Степановой «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика А.А. Андреева. «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика Е.А. Степановой «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика А.А. Андреева  «Изучение удовлетворенности подростков жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Анкета для старшеклассников.

Сформированность общешкольного коллектива

·      состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

·      развитость самоуправления

·      сформированность совместной деятельности

 

 1. Анкетирование;

 2. Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой;

 3. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;

4. Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;

5. Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;

6. Комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;

7. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немова.

8.  Методика “Наши отношения”

Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью

 

·      комфортность ребенка в школе

·      эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

1. Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью”

2. Методики “Наши отношения”, “Психологическая атмосфера в коллективе”

3. Анкета “Ты и твоя школа”

4. Социометрия

5. Сводная ведомость образовательной траектории выпускников

Интеграция учебной и внеучебной деятельности.

 

·       рост познавательной активности учащихся.

·       наличие высокой мотивации в учебе.

·       расширение кругозора учащихся.

·       самореализация в разных видах творчества.

·       самоопределение после окончания школы.

Анализ результативности участия во внеклассной работе.

Анкета «Зеркало».

Анкета «Патриот».

Анкета «Что вам интересно?»

Анкета «Анализ интересов и направленности подростков».

 Анкета «Интересы и досуг».

 Анкета «Профориентация

подростков.

 Анкета «Познавательные потребности подростка».

 Методика Д.В. Григорьевой «Личностный рост»

 

Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации лицее Программы воспитания и социализации обучающихся.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:

1.    Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в лицее.

3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации лицеем Программы воспитания и социализации обучающихся:

принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;

принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности лицея на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;

принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Критериями эффективности реализации лицеем программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в лицее.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

 

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Программа обеспечивает:

– формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе социокультурных и духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

– усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

– приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

– социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

– формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

– приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

– приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям лицея, участие в детско-юношеских организациях и движениях, спортивных секциях, творческих клубах и объединениях по интересам, сетевых сообществах, библиотечной сети, краеведческой работе, в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

– участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;

– участие обучающихся в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;

– участие обучающихся в благоустройстве школы, класса, города;

– формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;

– развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;

– учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

– формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

– овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

– развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

– приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

– создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогических работников, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными  образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, центрами профориентационной работы, совместную деятельность с родителями, (законными представителями);

– информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

– использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);

– осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

– формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

– осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

– формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

– овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

– формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний;

– убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

– осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.