Проектная деятельность в начальной школе

Автор: Царёва Светлана Геннадьевна

      Одной из задач современной школы в рамках ФГОС является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. 

     Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

     Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать.

    На основании своего педагогического опыта возникло убеждение, что  именно проектная деятельность вызывает у младшего школьника интерес к познанию, способствует личностному росту.

    Основными задачами в своей работе считаю формирование знаний, умений и навыков, которые формируют сознательную мотивацию к обучению,   самоорганизацию, саморазвитие,  саморегуляцию, самозащиту.

      ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, готовлю  вместе с детьми  презентации, исследовательские работы, проекты.

 Считаю, что использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Использование проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Считаю, что работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.

    Итак, проектная деятельность-это метод, который раскрепощает ребёнка

-повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации

-способствует уверенности в своих силах

-это деятельность, которая направлена на решение интересной проблемы  сформулированной самим учеником

Любой проект имеет практически одинаковую структуру или несколько П

Проблема

Планирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта

Проект проходит несколько этапов

Погружение в проект

1 этап

Проблема, которая будет разрешена в ходе проекта

 

2 этап

Организационный

Определяются основные направления работы, составляется план

3 этап

Осуществление деятельности

Начинается поиск необходимой информации, сбор данных, изготовление продукта

4 этап

Презентация(защита)своего продукта

     Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса.

      В 1 и 2 классах-  доступные творческие задания.

   

Проект «Пословица – всем делам помощница» приобщил детей к русскому фольклору. Ребята узнали много пословиц от пожилых жителей нашего села. И бабушки, и дети были рады общению. Результатом проектов «Подвижные игры» и «Красивая осанка – залог здоровья» стали  беседы с медработниками, выставки рисунков, исследования факторов влияющих на осанку, влияния осанки на здоровье детей, опросы учеников и родителей, интересные перемены. По инициативе детей в школе стали проводиться утренние зарядки с младшими школьниками. Я и учитель физкультуры помогли ребятам составить комплексы утренних упражнений. Музыкальное сопровождение вызывает положительные эмоции и создаёт бодрое настроение, жизнерадостный настрой на весь учебный день. Дети провели опрос-исследование и выяснили, что зарядка мобилизует внимание, является основой работоспособности и средством укрепления здоровья.  

  

                                                                                                     Очень нравится ребятам проводить различные опыты и эксперименты. Проект «Вода в природе» помог не только узнать о свойствах и превращениях воды, но и научил бережному отношению к воде. На уроках окружающего мира исследовали свойства воздуха, соли.

   Благодаря использованию метода проектов в образовательной и воспитательной области повышается вероятность творческого развития учащихся, что делает теорию более интересной, развивает активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности, а на занятиях дети испытывают истинную радость.

 

Одним из первых УМК для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов стал комплекс «Школа 2100»,который полностью соответствует требованиям нового поколения. Материал подаётся проблемно и предлагается не для запоминания, а для организации мыслительной деятельности.

В этом году у меня 2 класс. Учимся по программе «2100»

Организация внеурочной деятельности. Один час в неделю отводится на факультатив по проектной деятельности.

Ребята занимаются по рабочей тетради «Учусь создавать проект».Тетради разработаны с 1-4 класс. Мне понравилось это пособие тем, что в нём много новизны, творчества, открытий и исследований. Каждое занятие

Правильный выбор темы проекта- залог успеха

помогает ребёнку шагать по ступеням создания собственного проекта.

Темы разработаны авторами в работе с проектантами, которые стали победителями в городских и Всероссийских конкурсах проектно-исследовательской деятельности.

Темы могут предлагаться учителем, а также

ученик может сам выбрать тему.

Так, ученица моего класса живёт в частном доме. В последнее время по вечерам стали отключать электроэнергию. Девочка задумалась о том, можно ли самой сделать свечу, которая даёт хорошее освещение и не приносит вред здоровью

Появилась идея сделать самой экологически чистую свечу, которая даёт хорошее освещение.

Сейчас мы собираем материл для этого проекта.

В 1 и 2 классах к работе над проектами обязательно привлекаются родители. Очень важно, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта.

Поддержкой, опорой и первыми помощниками являются для меня родители моих учеников. В их лице я нашла единомышленников. Вся работа и жизнь класса планируется и проводится в тесном контакте с родителями, их мнение, запросы, пожелания и замечания учитываются как в плане воспитания, так и в вопросах успеваемости детей. Информация об учебных успехах и трудностях детей доводится до родителей через личную беседу и дневник ученика.

 

А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор  деятельности.

Таким образом, проектная деятельность в начальной школе учит детей взаимодействовать друг с другом, учит работать с информацией, а также учит их учиться.

В своей деятельности создаю проблемные, поисковые  и исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Считаю, что учение должно быть увлекательным, а не мучительным. Для эффективности урока использую разные формы обучения:  фронтальную, индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, использую разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, провожу деловые игры, применяю проектную методику. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). У них  развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

 

 

За межаттестационный период я выпустила 4 класс, который обучался по общеобразовательной программе. Результаты контрольных работ показали высокое качество знаний (77% по русскому языку, 88 % по математике) . В среднем звене учащиеся подтвердили свои знания. Ученики активно участвуют во всех мероприятиях школы и класса, в различных конкурсах, школьных олимпиадах . Мои выпускники отличаются активной жизненной позицией. Ученик 4 класса стал лауреатом городской научно-практической конференции.

 

Заниматься развитием школьников про­сто необходимо и делать это надо систематически и целенаправлен­но. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от при­роды любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руко­водство со стороны взрослых.

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение  инновационных технологий, способствующих развитию детского творчества, расширение круга моего участия и моих учеников в различных конкурсах. А так же наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания учеников.

 

 

Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности как

-самостоятельность

-целеустремлённость

-инициативность

-настойчивость

-толерантность

То, что от нас требует Федеральный государственный общеобразовательный стандарт