Проектная деятелбность

Автор: Шадрина Наталия Петровна

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопро­сы, связанные с подготовкой подраста­ющего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Главная цель уроков СБО – подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки в бытовой и социальной сторонах жизни.

 Этот предмет охватывает большой объем как теоретических, так и практических навыков в разной сфере.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам СБО, если на них они могут проявить себя и реализовать свои возможности. Приме­нение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинте­ресовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллектив­ные способы обучения и ме­тодики в определенной степени позво­ляют решить проблемы учебной мотива­ции и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Проанализировав все трудности обучения и воспитания, я  пришла к выводу  что,  всех одинаково учить нель­зя. Необходим индивидуальный и диф­ференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.

 

Продуктивность применения проект­ного метода обусловлена:

·          технологичностью: при последова­тельном выполнении предлагаемых за­даний по принципу «от простого к слож­ному», «от конкретного к абстрактно­му», обязательно достигается желаемый результат;

·             достаточно высокой эффективнос­тью уроков;

·          развитием речевых навыков учащих­ся, в том числе в неподготовленной ре­чевой ситуации;

·          развитием и поддержанием интере­са к предмету;

·          практическим применением приоб­ретенных знаний, умений, навыков в но­вых ситуациях;

·          развитием коммуникативных навы­ков учащихся;

·          созданием благоприятного мораль­но-психологического климата, доброже­лательной атмосферы во взаимодейст­вии преподавателя и учащихся.

 

Метод проектов может использовать­ся при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять творчество. У школьников формируется  ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

В течение нескольких лет на своих уроках я  использую проектную деятельность. Первая работа была выполнена учениками 5 класса при изучении темы по кулинарии « Изготовление бутербродов». Воспитанники с большим энтузиазмом подключились к этой работе , возник интерес к созданию новых проектов.

И вот уже третий год при изучении тем по медицине учащиеся выполняют проектную работу. Первая работа – это создание музея «Доктора Айболита».

Учащиеся собрали большую информацию о развитии медицины, о медицинских инструментах, о методах лечения. Причем создание мини музея объединило учащихся разного возраста. Учащиеся 9 класса писали рефераты о лекарственных растениях Челябинской области, учащиеся 8 класса на уроках труда изготавливали макеты первых медицинских инструментов. Учащиеся 7и 6 классов собирали информацию и работали с методической литературой. Учащиеся 5 класса  собрали информацию о  комнатных лекарственных растениях и  оформили уголок.

Благодаря  такой работе  был создан действующий  музей, который пополняется информацией.

 Продолжая изучать тему «Медицина»  в прошлом году  нами была проведена исследовательская работа по изучению качества меда, это также один из видов проектной деятельности.

Целью данного проекта было:

·        познакомиться с  разновидностями меда

·        изучить целебные свойства

·        выполнить исследования по качеству меда.

Учащиеся поддержали идею учителя и с большим интересом включились в работу:  изучали литературу о меде, о его происхождении, мальчики на уроках труда изготовили макет первой медогонки, а девочки сшили пчелку-носительницу меда.

Итогом проекта  была   работа по определению  примесей в меде. Исследовали три вида меда: купленный в аптеке, на базаре и в магазине.

Эксперимент показал, какой мед является качественным.

Используя метод исследовательского проекта, учащиеся получили не только теоретические знания, но и опыт в определении качественного продукта.

В этом году был запущен еще один проект «Лекарственные растения Таганая».

Учащиеся 6 класса на одном из уроков задали вопрос – А можно ли выздороветь без таблеток? И у нас родилась идея об изучении лекарственных трав.

Работа началась с определения сфе­ры интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки зада­чи  проекта.

Выдвигаемые идеи анализировались, и из них отбирались наиболее перспективные.

Далее мы собрали большую информацию о  травах,   обра­ботали её, и пришли к выводу, что нужно изучить лекарственные растения Таганная так этот район считается экологически чистым.

Для ознакомления с растительностью Таганая,  в разные время года

 совершили экскурсии в национальный парк, цель экскурсий была: познакомиться с растительным миром; составить гербарий лекарственных растений. С помощью учителя  дети составили справочник по применению трав при различных простудных заболеваниях.

 На занятиях учащиеся учились правильно приготавливать  отвары, настои.

В данном проекте участвовали не только воспитанники и учитель, а также родители. Родители в содружестве с детьми оформляли  рисунки, гербарии,  писали сочинения.

Итогом работы над проектом был вывод сделанный учащимися, что лекарственные растения являются одним из помощников при лечении и укреплении иммунитета при простудных заболеваниях.

При неоднократном использовании проектной деятельности я убедилась, что

метод проекта  позволяет учащимся выбрать деятельность по сво­им интересам,  соответствует их способностям и в то же время форми­рует современные знания, умения, навыки.

 Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руко­водством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобре­тают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

 

Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Воспитанники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что способствует адаптации  и реализации в современных жизненных условиях.Главная цель уроков СБО – подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки в бытовой и социальной сторонах жизни.

 Этот предмет охватывает большой объем как теоретических, так и практических навыков в разной сфере.