ПРОБЛЕМА ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНИИ

Автор: Минаева Анна Андреевна

Частые реформы в Российском образовании и повышение уровня сложности программного материала по математике привели к тому, о чем все эти годы предупреждало школьное математическое сообщество: снизился уровень обученности учащихся. Однако Федеральный государственный общеобразовательный стандарт  образования выдвигает четкие требования к достижению предметных результатов обучающимися, в частности к овладению ими темы «Функции».

Для основного общего образования требования к предметным результатам изучения учебного предмета «Алгебра», относящимся к функциональной линии, должны отражать: «формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей» [1].

Для среднего общего образования требования к предметным результатам изучения учебного предмета “Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия” (базовый уровень) должны отражать: «сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий» [1].

Требования к предметным результатам освоения углубленного курса математики среднего общего образования должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: «сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей» [1].

Функциональная линия школьного курса математики является одной из ведущих, определяющих стиль изучения многих тем и разделов курса алгебры. Изучение функций в средней школе позволяет раскрыть внутренние связи между понятием функции и другими понятиями школьного курса математики, осуществить межпредметные связи.

Содержание функциoнальной линии, дает возможность ставить цели развития всех познавательных процессов, в первую oчередь функционального стиля мышления, мировoззрения, позвoляет раскрыть общенаучную и oбщекультурную роль математики.

При освоении учащимися функциональной линии учителю желательно организовывать различные виды их деятельности для формирования предметных результатов на уроках алгебры. Также значительную помощь в этом может оказать предпрофильная подготовка. Для определения профиля в школах введена система элективных курсов, а также проводится работа по профориентации.

Целью нашего исследования является разработка и выявление особенностей методики достижения предметных результатов освоения функциональной линии школьниками. Для этого необходимо сначала оценить уровень овладения темой «Функции» и определить содержание функциональной линии, которое вызывает наибольшие затруднения у школьников. Нами была составлена анкета для учащихся 7-11 классов, в опросе приняли участие 100 респондентов, опрошенных на бланочной основе. Базой исследования являются МБОУ лицей №5 г. Каменска-Шахтинского и МБОУ Митякинская СОШ Тарасовского района Ростовской области. Рассмотрим некоторые результаты, полученные в ходе бланочного опроса.

70%  опрошенных учащихся заявили о средней степени затруднения при изучении функций.

Также большое количество опрошенных учеников указали средний и выше среднего уровни овладения темой – 40% опрошенных учащихся указали средний уровень овладения темой, 30% –  выше среднего.

Нас интересовали конкретные разделы содержания функциональной линии, которые вызывают наибольшие затруднения у учащихся. В результате анализа ответов установлено, что 20% опрошенных учашихся указали на вопросы, связанные с исследованием функций. Остальные ответы ненамного отличаются в процентном отношении друг от друга, поскольку соответствующие им вопросы включают базовые умения по исследованию функций.

Результаты, полученные на данном этапе исследования, делают целесообразным разработку элективного курса, посвященного функциям.

 

Литература

Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс] http://минобрнауки.рф (Дата обращения 28.03.2016)