Правовая игра для родителей “Мой взгляд”

Автор: Краснова Наталья Николаевна

Правовая игра с родителями «Мой взгляд”Цель собрания: повышать уровень правовой культуры родителей, вести психолого-педагогическое просвещение семьи через разнообразные формы работы.
 Задачи собрания:
довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.

Подготовка к собранию:
1. Выставка литературы «Семейный Кодекс», «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Устав ДОУ», «Декларация прав ребенка» 2. Оформление наглядно-агитационного стенда «Шпаргалки для родителей»  3. Выпуск фотогазет: «Право на….» («Право на игру».«Право на образование», «Право на  жизнь») 4. Выставка рисунков «Моя семья»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Мой взгляд”, карточки с индивидуальными заданиями.
Ход мероприятия
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Ребёнок – это дар любви.
Храни его и с ним живи.
В единстве и созвучье тонком
Ты отвечаешь за ребёнка.
Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своём подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. С наступлением XXI века во всём мире проблема правового воспитания стоит особенно остро. Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос, с какого возраста надо начинать знакомить ребёнка с правами человека. Я считаю, что эту  работу  по правовому воспитанию надо начинать ещё в дошкольном возрасте.
Правовой культурой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном  обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием  этого является информированность ,правовая воспитанность  людей и мы, воспитатели, должны внести свою лепту в педагогическую компетентность  родителей, дать  азы правового воспитания каждому родителю, в результате которых взрослые и дети должны осознать, что каждый человек имеет права. Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов. Воспитание гармонично развитой личности – задача не только педагогов, но и родителей. Главная задача взрослых – научить ребёнка соблюдать закон, не оставаться равнодушным к происходящему. Привлекая родителей к правовому воспитанию, мы  формируем  у них понятие того, что родители являются гарантом прав маленького ребёнка.
На сегоднешней игре мы проверим, Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится  на низком уровне. С положениями Конвенции о правах ребенка  знакомы единицы. О существовании Семейного кодекса  известно большинству родителей, но назвать свои права и обязанности могут немногие
 В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами. Позитивно относиться — не значит лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.
Ну а сейчас   поприветствуйте   своего соседа открытой, доброй улыбкой. Скажите несколько приятных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к игре.
Сегодня в нашей игре принимают участие две команды. И так, познакомимся с участниками игры. (Идет представление команд)
Воспитатель: Оценивать выступления наших команд будет компетентное жюри.  (Представляются члены жюри с указанием должностей)
Воспитатель: Объявляю начало первого тура! (звучит гонг)
1 тур «Права сказочных героев».
 Определите, кто из героев сказки лишён следующих прав выбери одного героя из трёх. Это задание оценивается по трехбальной системе. За правильное дополнение другая команда может получить на усмотрение жюри от 1 до 3 баллов.

Право на жизнь
( Слайд 3) Золушка
Колобок
Кот в сапогах

Правона детство.
( Слайд 4) 

Право на свободный труд
( Слайд 5) Серая шейка
Красная Шапочка
Сказка о попе и работнике
его Балде

Право на свободу вступления в брак
( Слайд 6) Золушка
Дюймовочка
Алёнушка

Право на владение личным имуществом
( Слайд 7) Красная Шапочка
Буратино
Баба Яга
2 тур «Ситуации» (звучит гонг)
Сейчас я прочитаю несколько ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Каждая команда должна оценить данные действия, найти верное решение и поделиться своим мнением с нами. Это задание оценивается по пятибалльной системе. За правильное дополнение другая команда может получить на усмотрение жюри от 1 до 3 баллов.
1. При расторжении брака супруги  не могли решить вопрос о том, кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Оба родителя) (Слайд 9)
Ответ:Статья 61. Семейного кодекса: Равенство прав и обязанностей родителей  1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) . 2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) , а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.( Слайд 10)
2. Сторонники свободного воспитания придерживаются очень оригинальной точки зрения: “Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитывать не существует. Позвольте детям знать в чем их благо, позвольте поэтому им самим воспитывать себя и идти путём, который они сами себе выберут”. – писал Л.Н. Толстой. Вопрос:Вопрос кажется странным, однако не такой простой, как кажется.  Имеют ли право родители воспитывать своих детей? ( Слайд11)
Ответ:Статья 63 СК. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.( Слайд 12)
3. “Бабушка дарит ребенку дорогие подарки (например, планшет), а мы не очень это поддерживаем. Прямые и косвенные уговоры не делать этого без нашего согласия на бабушку не действуют (она “лучше знает”). Вопрос:Как быть? ( Слайд 13)
Ответ:С бабушкой дружить и показывать ей, как она вам всем нужна, но что касается планшетов, то ими дети могут пользоваться только у бабушки. Там – ее территория. А у нас дома территория наша, а не бабушкина, и тут действуют наши правила. Если же вы живете совсем вместе, ситуация совсем острая: вам лучше бабушку предупредить, что, конечно, дарить планшеты она может, но вы будете их у детей отбирать, поэтому пока вы вместе не договоритесь по хорошему, такие подарки делать все-таки не следует.
Справка по Семейному кодексу РФ. В соответствии со статье 63Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами( Слайд 14)

4. Это чей ребенок? – Твой. Чья ответственность за то, каким он растет? – Твоя. – Тогда почему же твой ребенок уже четвертый час тупо сидит перед телевизором, просматривая однообразные клипы Муз-ТВ? Почему он уже привык вечером питаться одними пирожными? Это именно то, как ты хочешь его воспитывать? А если ты хочешь, чтобы он жил другой жизнью, что же ты молчишь? Подзови своего ребенка и дай ему новые распоряжения, чтобы он знал, как ему проводить время и чем ему питаться можно, а чем нельзя.
Ты то ли в растерянности, то ли трусишь. Прекращай трусить и бери жизнь в свои руки. Это твой ребенок – управляй его жизнью. Это твоя обязанность, это твоя ответственность.
( Слайд 15)
Ответ:И мы еще раз процитируем Конституцию РФ: “Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей”.( Слайд 16)
3.  тур «Пантомимо» (звучит гонг)
Мы продолжаем правовую игру «Мой взгляд». Впереди 3 тур – Пантомимо. Сейчас каждой команде дадут картинки с изображением сказочных героев (Изображение из сказок «Золушка» и«Дюймовочка», где подчеркивается жестокое обращение). Вам нужно изобразить с помощью мимики и пантомимики сюжет этой картинки, а противоположная команда должна отгадать, какую сказку вы изобразили, и какое право нарушается в данном произведении.
( Слайд 18)
В этом туре оцениваются две команды, та которая правильно и доступно изобразит произведение оценивается от 1 до 5 баллов на усмотрение жюри, и противоположная команда за правильный ответ получает 5 баллов.
4.  тур «Права детей» (звучит гонг)
 
Соедини нанизанные на нитки буквы – и ты узнаешь, какие имеешь права.(Слайд 20)
Ответы: 1. Заботу; 2. Жилье; 3. Защиту; 4. Учебу.

АЛФАВИТ В ЦИФРАХ
14  16  7   17  18  1  3  16   9  1  12  1 15  25  10  3  1  6  20  19  33   
                        
20  1  14   4  5  6   15  1  25  10  15 1  6  20  19  33   17  18  1  3  16  
                        
5  18  21  4  16  4  16   25  6  13  16 3  6  12  1          
                        
                        
А 1  Б 2 В 3  Г 4 Д 5 Е 6 Ё 7  Ж 8 З 9  И 10  Й 11
          
К 12 Л 13 М 14 Н 15 О 16 П 17 Р 18  С 19 Т 20 У 21 Ф 22
          
Х 23 Ц 24 Ч 25 Ш 26 Щ 27 Ъ 28 Ы 29 Ь 30 Э 31 Ю 32 Я 33

Ответ: «Мое право заканчивается там, где начинается право другого человека.
Как вы понимаете это высказывание?( Слайд 21,22)
Обсуждение проблемных ситуаций
Воспитатель предлагает родителям отметить те вопросы, на которые предстоит им ответить в ходе обсуждения:
– нарушает ли эта ситуация права вашего ребёнка прямо или косвенно;
– кто виноват в нарушении прав вашего ребёнка: заведующий, методист, воспитатели группы, родители вашей группы;
– каким образом можно разрешить ситуацию, чтобы она не затрагивала интересы вашего ребёнка.
В группу пришёл новенький. Он капризный и взбалмошный. Его родители обладают высоким социальным статусом и сразу же заявили об этом воспитателям. Воспитатели не могут добиться от новенького подчинения требованиям, обязательным для всех детей.
Ребёнка привели в первый раз после болезни без справки от врача. Воспитатель его принимает, поддавшись на уговоры.
Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулках ограничивал активность вашего ребёнка в тех случаях, когда это связано с возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель игнорировал вашу просьбу.
В детском саду вашего ребёнка посвятили в тайну своего появления на свет. Это его сильно взволновало. Он стал одолевать вас вопросами, стал не в меру любопытен в вопросах ваших взаимоотношений со спутником жизни.
Родитель, забирая вечером ребёнка из детского сада, не заходит на территорию и не разговаривает с воспитателем. Игнорирует приветствия и другие знаки вежливого отношения.
5.  тур Театр- экспромт. (звучит гонг)( Слайд 24)
Воспитатель читает текст сценария, где действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, природные явления и т.д.
Задание: каждому участнику игры сыграть выбранную роль.
Воспитатель: В конкурсе будет учитываться индивидуальное мастерство, где каждый может заработать дополнительный балл для своей команды.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПЕРСОНАЖИ:ВЕТЕР, 2-4 ДЕРЕВЬЯ, ЦЫГАН – вор, КОНЬ, ВОРОБЕЙ, ПЁС, ХОЗЯЙКА, ХОЗЯИН, ДОМ.

«… Ночь. Завывает ВЕТЕР. Раскачиваются ДЕРЕВЬЯ. Между ними пробирается ЦЫГАН-вор, он ищет конюшню, где спит КОНЬ… Вот и конюшня. Спит КОНЬ, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржёт. Недалеко от него пристроился на жёрдочке ВОРОБЕЙ, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице на привязи спит ПЁС… ДЕРЕВЬЯ шумят, из-за шума не слышно, как ЦЫГАН-вор пробирается в конюшню. Вот он хватает КОНЯ за уздечку… ВОРОБЕЙ зачирикал тревожно… ПЁС отчаянно залаял… ЦЫГАН уводит КОНЯ… ПЁС заливается лаем. Выбежала из дома ХОЗЯЙКА, заохала, закричала. Она зовёт мужа. Выскочил с ружьём в руках ХОЗЯИН… ЦЫГАН убегает. ХОЗЯИН ведёт КОНЯ в стойло. ПЁС прыгает от радости. ВОРОБЕЙ летает вокруг. ДЕРЕВЬЯ шумят и ВЕТЕР продолжает завывать… ХОЗЯИН гладит КОНЯ, бросает ему сена. ХОЗЯИН зовёт ХОЗЯЙКУ в дом. Всё успокаивается. Спит ПЁС. Дремлет ВОРОБЕЙ на своём прежнем месте. Стоя засыпает КОНЬ, он изредка вздрагивает и тихо ржёт…»

Воспитатель предлагает определить, какие права нарушаются в данной игре.

Подведение итогов игры по оценки жюри.
Воспитатель: Наша правовая игра подошла к концу. Мы надеемся и от всей души желаем, чтобы в вашей жизни было как можно меньше правовых проблем.