Правописание союзов тоже, также, зато

Автор: Коробка Светлана Александровна

Конспект урока русского языка в 7б классе

Тема: «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато»

Цель: Создать условия для достижения учащимися предметных, личностных и метапредметных результатов через изучение темы «Правописание союзов тоже, также, зато».

Образовательный аспект цели: Расширить понятийную базу учащихся за счёт включения нового правила «Правописание союзов тоже, также, зато».

Развивающий аспект цели: Формировать у учащихся умений реализации нового способа действия (отличать союзы от омонимичных частей речи).

Воспитательный аспект цели: воспитывать гордость за достижения России в области развития космоса.

Прогнозируемые результаты учебного занятия

Предметнее

Метапредметные (УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Личностные

Уметь отличать союзы тоже, также, зато от омонимичных частей речи. Выбирать способ написания.

Регулятивные: Уметь делать выводы. Коммуникативные: Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Познавательные: Уметь наблюдать, читать, слушать.

Осмысливать роль семьи в своей жизни и жизни других людей.

 

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: мультимедиа — проектор, электронная презентация, маршрутный лист, индивидуальные карточки, шляпы шести цветов.

Ход урока:

1.0ргмомент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, и начать я его хочу, обратившись к эпиграфу: «Много звезд – украшение неба, много знаний – украшение ума». Как вы понимаете это высказывание? Как вы думаете, почему я взяла высказывание о звездах? ( День космонавтики)

Верно, и в честь такой знаменательной даты я предлагаю вам отправиться на орбитальную станцию «Союз». Конечно, это своеобразная метафора: мы продолжаем изучать большую тему «Союз». А этапы урока я оформила в виде маршрутного

листа, который представлен на доске. Хочу сообщить, что в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия наблюдают учёные-эксперты – гости на нашем уроке. Давайте их поприветствуем.

Руководство полётом разрешите взять на себя. Сегодня на уроке у нас будет 4 экипажа. Все необходимое на партах.

На этапе рефлексии нам понадобятся шляпы (раздаю).

Итак, в бортовых журналах запишите число, «Классная работа», оставьте строку для темы.

2.Повторение. «Подготовка к полету»

Чтобы отправиться в космос, космонавты опираются на опыт, имеющиеся знания, составляют план и схемы. Как вы думаете, какое упражнение мы будем выполнять? (Схематический диктант)

Схематический диктант (слабым текст перед глазами, остальным читаю)

1.Легкий ветерок то просыпался, то утихал.

2.Раздался легкий свист, и Дубровский умолк.

3.Над долиной, где мы ехали, спустились тучи. ( Синтаксический разбор предложения на отвороте доски)

4.Туман расходился, но ещё закрывал вершины леса.

Индивидуальная работа по карточкам Задание- поставить «+» или «- »

1.                               Союз – самостоятельная часть речи.

2.                                Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.

3.                                Союзы не являются членами предложения.

4.                                Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

5.                                По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные иподчинительные.

6.                                Союзы изменяются по числам.

7.                                Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соединительным, союз ЗАТО – противительный.

8.                                Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО – подчинительные

 

3.Мотивационный этап урока ( встреча с проблемой) «Неопознанный объект».

На слайде предложения:

 

Сергей выполнил задание, я тоже его сделал.

Сергей выполнил то же задание, что и я.

Оля легко решает задачи, сочинения также пишет хорошо.

Оля так же решила задачу, как и все остальные.

Отец попросил, чтобы я был осторожен.

Что бы мне подарить другу?

Все устали, зато цели достигли.

Спрячься за то дерево.

     

              Что необычного? (Произносятся одинаково, пишутся по-разному)

              Какая перед нами проблема (Понять, почему пишутся по-разному)

              Почему? Предположите. ( Разные части речи)

               Опираясь на опыт изучения правописания производных предлогов, вы сможете определить, где союз, а где омонимичные части речи? (Определяют)

               А как докажете? (трудно). Мы только увидели, что пишутся слитно. Запишем тему урока: Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато»

                

4. Изучение новой темы. «Научные исследования в условиях космического пространства.»

Итогом любого исследования будет какой-либо продукт: статья, научное открытие… А результатом нашей работы станет алгоритм «Различие союзов и омонимичных частей речи»

Учащиеся заполняют таблицу, работая в группах:

Союзы.

Омонимичные словосочетания.

 

Нельзя убрать или переместить часть на другое место.

Можно переместить часть на другое место.

 

Нельзя поставить вопрос.

Можно поставить вопрос.

 

Не является членом предложения.

Является членом предложения.

 

Играет связующую роль.

Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи).

 

Заменяем союзами : тоже, также=и, чтобы= для того чтобы, зато= но.

 

Заменяем союзами : тоже, также=и, чтобы=

 

для того чтобы, зато= но.

 

       

5. Первичное закрепление. Работа в бортовых журналах.

Задание – раскрыть скобки.

1 .Что(бы) мне почитать о космосе?

2.           Юрий Алексеевич Гагарин долго тренировался, что(бы) отправиться в полет.

3.           Что бы вы сделали, затерявшись в открытом космосе?

4.           Так(же), как и вчера, небо сплошь усыпано звездами.

4.           Наш класс то(же) пойдет в планетарий.

5.           Берись(за) то, что тебе по душе.

6.           Путешествие в космос для Валентины Терешковой было сложным, за(то) оно сделало ее героиней в глазах жителей страны и всех девочек, мечтавших о космических полетах!!! Объясните постановку запятой!!!.

Упр. 386(1-3)

6.Перспективное задание. «Через терни к  звездам»

Как вы понимаете фразеологизм Через терни  к звездам ? .(Высказывания учащихся, переход к тестам ЕГЭ).

 

(Выполнение тестовых заданий ЕГЭ)

 

1.В каком предложении оба выделенные слова пишутся раздельно?

1).Что(бы) вовремя приехать (на)встречу с одноклассниками, мы вышли пораньше.

2).(По)причине затяжного (не)настья поход был отменён.                                                   

3).(В) течение вечера Ольга была весела так (же), как и ее подруга.

 

2.В каком предложении оба выделенные слова пишутся слитно?      

1).(В)следствие дождей мы не пошли в поход, за(то) весело провели выходные с семьей.

2).Небо хмурилось так (же), как и вчера, (по)этому прогулку на катере пришлось отложить.

3)(В) течение суток Ломоносов наблюдал за звездами и (в)последствии опубликовал свои выводы в научном труде.

 

3. В каком предложении оба выделенные слова пишутся слитно?

1).(В)течение (полу)часа «Меркурий» маневрировал, уклоняясь от губительного огня мощной вражеской артиллерии.

2).(Кое)где ночной снег начал таять, а на обочине лежал, и (по)этому снегу недавно прошёл волк.

3).Иван взглянул (в)верх, куда показывал человек, но никакого дома не увидел, за(то) заметил, как из чащи выскочила

Джулия.

(Взаимопроверка)

 

7.Рефлексия. Пресс-конференция

(Проходит с использованием приема «Шесть шляп».Ученики знают, как работать по этой стратегии. Под белой шляпой – факты, что нам известно. Под зеленой – каковы творческие идеи по применению , под желтой шляпой – плюсы, позитивные моменты. Под черной шляпой – негативные стороны, под синей – контроль, все ли высказывания соответствовали заявленной шляпе: обобщение и выводы. Вместе ставим   отметки)

-Попробуйте в своих высказываниях употребить изучаемые нами союзы и омонимичные части речи.

8. ДЗ: п.65, упр.387