Познавательное развитие

Автор: Ермалаева Татьяна Витальевна

Методика проведения мониторинга по экономическому воспитанию  старших дошкольников

Ермалаева Татьяна Витальевна

воспитатель, МАДОУ «Мальвина»,

ЯНАО, г. Ноябрьск

Перестройка социально-экономической жизни, попытки перехода к рыночной экономике потребовали экономических знаний, соответствующей экономической культуры. Это поставило человека перед необходимостью обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. 

Требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной и применительно к дошкольному возрасту, поскольку ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги.
Чтобы восполнить этот пробел, необходимо дать элементарные знания об экономике на всех уровнях образования и создать соответствующие учебные пособия.

В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался – не было в этом необходимости.
Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.
       С целью разработки перспективы работы с дошкольниками по экономическому развитию, и определения уровня сформированности экономической культуры у детей  два раза в год проводится мониторинг составленный на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Мониторинг разделен на четыре группы заданий, каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое – загадки по экономике, разделенные по областям, второе – вопросы определенной области экономических знаний, третье – проблемная ситуация. С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется  уровень экономической воспитанности.

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

1.1.Загадки

Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются … (Товар)

***

Не паровоз, не пароход,

А из трубы дым идёт,

Из бруса деревянный,

Уютный, тёплый, славный!  (Дом)

***

С мылом чистою водой
Руки мой перед… (едой)

***

Без него плачемся,

А как появится,

от него прячемся. (Солнышко)
       1.2. Вопросы

У каждого из нас разные желания. Но вместе с желаниями у каждого человека, животного растения есть свои потребности.

-Что означает это слово потребности? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо);

– Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки);

-Какие потребности имеются у животных? (пища, тепло, жилище, воздух). А какие потребности у растений?

      1.3. Проблемная ситуация

Проследи, какие изменения произойдут с человеком, растением, животным если их переселить: человека в лес, животное в жилище человека, а растения рассадить на камнях? Какой можно сделать вывод? (Что у человека, у растений и животных, у каждого свои потребности)

 Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах; о производителях товаров и услуг.

2.1.Загадки

Он большой, густой, зелёный

 Представляет целый дом
В нём найдут приют и птицы
Зайки, волки, кабаны… (Лес)

***

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без … (Вода)

***

Камни, почву раздробил

Специальный бур –

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин. (Нефть)

***

На кухне у мамы – помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от  спички (Газ)

2.2. Вопросы

-Как в общем можно назвать газ, воду, лес (Природные богатства)

– Какие природные богатства ты знаешь? (Уголь, мрамор, золото, алмазы)4

– Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания, игрушки, одежда, инструменты? (Из магазина)

 – А откуда они появляются в магазине? (Из природы – лес, море, поле)

-Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь)

– А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь)

2.3. Проблемная ситуация

Тебе надо построить высокий, крепкий  надежный дом. Какие материалы, инструменты, транспорт ты подготовишь для работы?

 

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

3.1. Загадки

Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно все это …
(Купить)

***

На товаре быть должна Обязательно… (Цена)

***

Говорят про меня: Деревянный я.

Но неправда, я – железный,

 Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)

***

 И врачу, и акробату

 Выдают за труд … (Зарплату)

3.2. Вопросы

– На что покупают товары в магазине? (На деньги)

– Как ты думаешь, зачем еще нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться, оплачивать за квартиру, выезжать в отпуск)

– Как определить, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)

3.3. Проблемная ситуация

Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят)

 

Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

4.1. Загадки

Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без… (Рекламы)

***

Яркой краской привлекает,

покупать нас заставляет. (Рекламный плакат)

***

Прохожу мимо витрины,

И стоит там человек,

Говорит он так красиво,

Кто же этот человек? (Рекламный агент)

4.2. Вопросы

– Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да) – Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные) Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали)

4.3. Проблемная ситуация

Представь любой товар. Попытайся мне его прорекламировать так, чтобы мне захотелось его купить у тебя.

Опираясь на теоретические исследования и предыдущий педагогический опыт исследователей, ими был определены взаимосвязанные и взаимообусловленные критерии и показатели экономической воспитанности  По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели. Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех трех заданий, а также в процессе наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 – высокий, 2 – средний, 1 – низкий.