Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников с помощью сенсорной интеграции

Автор: Шагдаржапова Вероника Владимировна

Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников с помощью сенсорной интеграции.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:  

                                                                                   Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

                                                                                   От жизнерадостности, бодрости детей зависит

                                                                                   духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

                                                                                    прочность знаний, вера в свои силы». 

                                                                                                                                                В.А. Сухомлинский 

Абсолютно всем детям нужен сенсорный опыт, адекватная способность обрабатывать и интегрировать различные виды сенсорной информации, для формирования адаптивных ответов. Э. Дж. Айрес (основатель теории сенсорной интеграции) указывает нам, что есть путь, который может помочь всем этим детям в развитие игровых навыков. Автор советует присмотреться к поведению детей на детской площадке или в игровой, наполненной оборудованием для тренировки сенсорной интеграции. Ребенок сам интуитивно выбирает те виды сенсорной стимуляции, которые нужны для развития именно ему. Мы, взрослые, должны лишь дать ему возможность изучать потенциал собственного тела, формировать адаптивные ответы и, главное, найти для этого время и место. Дж. Айрес призывает внимательно отнестись к потребности ребенка к игре не заменять ее ранним обучением, компьютером и телевизором. Сначала ребенок должен все попробовать, потрогать, потрепать, поэкспериментировать со всеми предметами, которые его окружают, подвигаться в пространстве, проползти, подлезть или залезть на все, что манит, только так он приобретет опыт, необходимый для развития самостоятельности и инициативы. 

Один из основных  принципов  дошкольного образования: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.  Двигательная активность в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования инициативной и самостоятельной  личности.

А для формирования инициативной и самостоятельной личности, необходим насыщенный сенсорный опыт и в этом может помочь сенсорная интеграция. Как только ребенок получает полноценные ощущения от своих мышц (перцептивные ощущения), от информации, где и как находится его тело (вестибулярный чувствительность) и конечно тактильная чувствительность, то у ребенка появляется потребность действовать и получать от этого эмоции и обогащать сенсорный опыт. 

Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу. Для этого мы создаём для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая обеспечивает каждому ребенку познавательную активность, соответствует разнообразным интересам детей и имеет развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, способствует расширению двигательной самостоятельности и конечно самое главное – это обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира у детей.

Мы создаем условия, которые обеспечивают безопасность ребенка, его физическое развитие, укрепление здоровья и способствует двигательной активности детей. Одним из направлений сенсорной интеграции, является развитие самостоятельности в двигательной деятельности, т.е. умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых. В ходе такого обучения дети учатся:

-ставить задачу;

-передавать направления движения;

-планировать;

-оценивать себя и других;

-сравнивать.

В результате чего, появляется интерес в активной двигательной деятельности и проявляется самостоятельность дошкольника в их выполнении.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.

Для развития детской инициативности нужно:

1.Давать простые задания (снимать Страх “не справлюсь”), развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативу.

Способы поддержки детской инициативы:

– создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам; 

– выбор ребенком сотоварищей;

– обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

 

• образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал, пробовал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

• воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

– формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

– создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

– предвосхищающая положительная оценка « Ты очень старательный ребенок, у тебя все получится!»

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо: 

1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; 

2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; 

3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. 

4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; 

5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. 

6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; 

7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; 

8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, организуя свою образовательную работу в этом направлении, я придерживаюсь следующих принципов:

• Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

• Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

• Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность. 

Развитие  и поддержка двигательной инициативы формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. В поддержке инициативы в двигательной деятельности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет инициативу в двигательной деятельности каждого ребенка.

Каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя. Я стараюсь всячески поощрять любую инициативу.