Основы и формирование здорового образа жизни а в условиях ДОУ

Автор: Воронцова Валентина Николаевна

Основы и формирование здорового образа жизни а в условиях ДОУ

В.Н.Воронцова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида№ 116»

Аннотация: статья посвящена вопросам формирования здорового образа жизни у дошкольников.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст.

           На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. 

         И это не случайно, т.к. дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. А так как большую часть времени дошкольники проводят в детском саду в процессе воспитательно-образовательной деятельности, то роль педагога в данном вопросе, его слово, личный пример являются весомыми для маленькой личности. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

        Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

         А для этого педагогу необходимо в своей работе решать следующие задачи:

1. Формировать у детей понятие о здоровом образе жизни, его значении для личного здоровья, о вредных для здоровья привычках.

2. Научить детей приемам самомассажа, различным гимнастикам (дыхательной, пальчиковой, для глаз).

3. Развивать у детей умение обслуживать себя, соблюдать правила личной гигиены, управлять своими чувствами (сдерживать гнев, не плакать и т. д.)

4. Формировать у детей знания об особенностях функционирования организма человека, о внутренних органах, дать элементарные представления о правилах обеспечения охраны органов чувств и ухода за ними.

5. Научить детей узнавать и перечислять предметы, необходимые для поддержания здорового образа жизни, профессии, обеспечивающие здоровье человека.

6. Привлечь родителей к работе по укреплению здоровья детей.

7. Повысить педагогическую культуру родителей, познакомить с формами и методами сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:

 

– Рациональный режим (при соблюдении правильного режима  вырабатывается четкий ритм функционирования организма, От этого зависит здоровье и правильное развитие);

–      Воспитание культурно-гигиенических навыков

 

– Правильное питание (оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям);

 

– Двигательная активность (ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы);

 

– Закаливание организма (положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям);

 

– Сохранение стабильного психоэмоционального состояния (необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду).

 

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Список  литературы:

1. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. / под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 17с.

2. Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B. Смородина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – с. 13-16.

3. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л. В. Кочеткова. – М., 2011. – 105 с.