«Организация сюжетно-ролевых игр в летнее время»

Автор: Филиппова Ирина Викторовна

 

«Организация сюжетно-ролевых игр в летнее время»

 

 

 

   Чтобы с максимальной пользой использовать игровую деятельность дошкольников во время летних прогулок, при планировании летнего досуга необходимо использовать все виды игр, учитывая особенности их организации.

 

   Основной вид игры детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Она развивает детский потенциал и имеет решающее значение для психического развития ребёнка, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

 

Организация сюжетно – ролевых игр на площадке должна подчиняться определённым принципам:

 

-воспитатель должен играть вместе с детьми (на позиции “играющего партнера»);

 

-воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста;

 

 

 

Этапы организации сюжетно-ролевой игры:

 

1. Обогащение впечатлениями;

 

2. Изготовление атрибутов для игры;

 

3. Определение задач игры (не менее 3х);

 

4. Составление плана сюжета;

 

5. Ход игры;

 

6. Развитие и поддержание игры;

 

7. Окончание игры и ее оценка.

 

 

 

1. Обогащение впечатлениями:

 

– наблюдения;

 

– беседа;

 

– участие детей в процессе труда взрослых;

 

– просмотр мультфильмов, телепередач, фрагментов кинофильмов;

 

– чтение художественных произведений;

 

– рассматривание фотографий, иллюстраций, реальных предметов;

 

– встреча с людьми разных профессий.

 

 

 

2. Изготовление атрибутов для игры:

 

– в младшей группе – в присутствии детей;

 

– в средней – частично вместе с детьми;

 

– в старших – дети могут изготавливать атрибуты самостоятельно под руководством воспитателя.

 

 

 

3. Определить задачи игры (не менее 3х):

 

– расширение представлений об окружающем (с чем знакомить, какие знания закреплять, что развивать);

 

– формирование игровой деятельности:

 

– формирование взаимоотношений (взаимопомощь, внимание, культура общения).

 

 

 

4. Составление плана сюжета:

 

– сюжет основной и сопутствующий;

 

– роли;

 

– игровые действия;

 

– атрибуты;

 

– речевые обороты;

 

– возможные события.

 

 

 

5. Ход игры:

 

– создание интереса (внесение новых игрушек, изготовление атрибутов, создание игровой ситуации, рассматривание реальных предметов, сооружение построек, беседы, участие воспитателя в играх, составление плана сюжета)

 

– сговор на игру;

 

– создание воображаемой ситуации;

 

– подбор атрибутов.

 

 

 

6. Развитие и поддержание игры:

 

– включение воспитателя в игру (кроме старшей группы);

 

– воздействие через роль;

 

– объединение детей в играх;

 

– включение новых сюжетов и ситуаций;

 

– использование дополнительных предметов.

 

 

 

7. Окончание игры и ее оценка:

 

– краткий итог работы в ролях;

 

– перевод интереса детей к следующему виду деятельности.

 

– оценка взаимоотношений

 

– оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.

 

 

 

Виды сюжетно-ролевых игр:

 

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей: Садик, школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, строительство, армия…

  • Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа

  • Игры на темы литературных произведений (мультфильмов). В этих играх дети повторяют эпизоды из литературных произведений (мультфильмов), подражая действиям героев, усваивая их поведение.

  • «Режиссерские» игры, ребенок определяет действия игрушки, направляя все действия, наделяя их определенными признаками.

 

 

 

   Все сюжетно-ролевые игры можно проводить и на прогулке. Чаще всего мы проводим такие игры, как «Больница», «Парикмахерская», «Транспорт» Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых.

 

  Атрибуты заранее собираем в контейнер и выносим  на улицу. Ребята с удовольствием перевоплощаются в докторов, продавцов и водителей. И если на начальном этапе мы стараемся взять как можно больше атрибутов для игры, чтобы закрепить у детей представление о том или ином предмете,  то далее стараемся вводить предметы заместители.

 

   Так же мы используем игры которые не требуют большого количества атрибутов например такие, как «Разведчики», «Ищем клад», которые учат детей ориентироваться на местности, добиваться конечной цели. Можно спрятать флажок до прогулки на участке. Выйдя на улицу, говорим детям, что мы сегодня будем кладоискателями. Надо объяснять ориентиры. Например: 10 шагов от дерева прямо, потом направо 5 шагов, опять прямо 3 шага и стоп. Первому, кто находит флажок, полагается приз. Такие игры детям очень нравятся, потом они с удовольствием играют сами. Вместо ориентиров можно использовать слова: горячо, холодно, теплее. Мальчишек легко заинтересовать игрой в «Разведчиков», предложить им найти «врага», который спрятался на участке (это может быть любая игрушка). Обязательно напомнить, что разведчики передвигаются тихо, незаметно. Такие игры мальчикам очень нравятся.

 

     На прогулке можно использовать самые разнообразные сюжетно-ролевые игры с элементами исследования. Можно превратиться в «лаборантов» и исследовать свойства и состав песка, для этого с собой на прогулку нужно взять только лупу.

 

    Любая сюжетно-ролевая игра на прогулке обязательно многому научит детей, если воспитатель правильно спланирует ее и поставит нужные задачи. Самое главное – умело руководить игрой, ненавязчиво что-то предлагать, уводить грамотно от неправильных решений и выводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

   Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

 

   Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Сюжетно-ролевая игра учит  действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития.

 

 

 

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

 

 В.А. Сухомлинский

 

 

 

 

 

Классификация игр детей дошкольного возраста по Н.К.Крупской.

 

1. Творческие игры: Сюжетно-ролевые; Режиссёрские; Театрализованные; Конструирование.

 

2. Игры с правилами: Дидактические (настольно-печатные, словесные, с предметами); Подвижные (в зависимости от активности, в зависимости от атрибутов, в зависимости от основных движений, бессюжетные и сюжетные).

 

 

 

Общие правила организации игр для дошкольников на участке.

 

  • Игра должна быть безопасной.

  • Игра должна соответствовать возрастной группе, в которой она проводится.

  • Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности.

  • Правила игры должны быть простыми и понятными детям.

  • Все дети должны иметь возможность принимать в игре активное участие.

  • Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.

 

Игру нельзя оставлять незаконченной