«Новые формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Автор: Бухарева Диляра Нафеевна

ФЭМП дошкольников входит в образовательную область “Познавательное развитие” и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

Практика показала, что  дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога – сделать процесс формирования элементарных математических представлений занимательным, необыкновенным, нетрадиционным.

Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, виды самостоятельной деятельности, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни

Давайте вспомним  виды культурных практик :

манипуляция с предметами,

фантазирование,

творческая деятельность,

 продуктивные виды деятельности,

коллекционирование,

экспериментирование,

игра,

поисково-исследовательская деятельность

Применение культурных практик и  является одной из нетрадиционных форм .

Которая  дает возможность поднять интерес у детей к изучаемому предмету, развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Культурные практики строятся  на основе инициатив самих детей.

Культурные практики, инициируемые, организованные и направляемые взрослым.

Чаще всего педагогами используются такие КП:

Совместная игра воспитателя и детей : для более младшего возраста

Практика расширения возможностей ребенка : для  старшего возраста.

Культурную практику можно выстроить в виде математического путешествия, работу по мелкой моторике рук, экскурсии,  занимательных задачек,   брать за основу стихи и загадки с использованием чисел, элементы соревнования, ребусы, лабиринты, считалки, кроссворды, а так же народные сказки. Всё это помогает наилучшему, ненавязчивому усвоению материала.

Использовать разнообразный элементарный занимательный материал, который можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы:

развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида. Представлю классификацию занимательного математического материала на слайде .

Классификация занимательного математического материала

Занимательный математический материал

Развлечения

Математические (логические) игры, задачи, упражнения

Дидактичес к и е и г р ы и упражнения

Загадки, задачи-шутки ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты , математические фокусы

«Тангра м» «Стомахион» «Гексатрион» «Пифагор» «Колумбово яйцо» «Кубики для всех»

С блоками Дьенеша , 

с кубиками Никитина синтез, анализ,  на включение частей, нахождение

Шашки , шахматы

С ловесн ые

С наглядн ым материал ом

Слов есные

             

 В настоящее время существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Это логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, Колумбово яйцо, Танграм, Уголки для всех, Волшебный круг, Монгольская игра, кубики по Никитину, игра-головоломка Пифагор, дроби, шахматы, счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки, загадки-шутки, головоломки, математические сказки и т.д. Эти игры помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к действию с геометрическими фигурами, величинами. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Главное назначение этих игр – интеллектуальное развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое  поисковое поведение. С одной стороны ребёнку предлагаем пищу для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Хочется выделить  такие нетрадиционные формы организации  для формирования ЭМП у детей:

 Занятия-соревнования. Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.

 Математические КВН. Предполагают разделение детей на 2 подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина.

 Театрализованые занятия. Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию.

Занятие-консультации. Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка. Занятия-взаимообучения. Ребёнок-«консультант» обучает других детей.

 Занятия-аукционы. Проводятся как настольная игра «менеджер».

Занятия-сомнения (поиска истины). Исследовательская деятельность детей типа «тает-не тает, летает-не летает».

Бинарные занятия. Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.

Занятия-концерты. Отдельные концертные номера не сущие познавательную информацию.

Занятия-диалоги. Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной, математического содержания

 Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией.

Занятия типа «Поле чудес». Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей.

Занятие «Интеллектуальное казино». Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда.

Экспериментирование и опыты.  Проведение  элементарных опытов.

Экскурсии и наблюдения. В ходе экскурсий и наблюдений дошкольники знакомятся: с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов);

  с количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке детского сада и за территорией, то есть в окружающем ребенка мире;

с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.п.

Использование художественной литературы в играх и упражнениях.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Для математического развития детей дошкольного возраста рекомендуется, прежде всего, произведения народного творчества (потешки, загадки, песенки, сказки, пословицы, поговорки, стихи), так и авторские стихи, сказки и другие произведения. При формировании временных представлений у детей рекомендуются стихотворения «Часы» (Г.Сапгир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» (Г.Ладонщиков). У С.Маршака есть целый цикл стихотворений, посвященных временам года. Он называется «Круглый год». Ему же принадлежит в полном смысле математическое стихотворение «Веселый счет».

(Например: сказка «Теремок» — поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо. Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой? Сказка «Три медведя» — это математическая супер – сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

 В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.

В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» — дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 и т.д. )

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети  могут использовать модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупать в магазине шапок столько, сколько кукол;

 Занятия с использованием новых информационных технологий. Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей. Использование мультимедийных технологий активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий. Они ориентируют детей на их творческое и продуктивное использование в своём обучении.

 Проектная деятельность. Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-дидактические игры  можно объединить в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игры. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее. Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др., что прописано в Федеральных государственных образовательных стандартах, в Целевых ориентирах ДО – социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.