Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.

Автор: Чернышева Светлана Николаевна
Способы повышения мотивации на уроках физической культуры
Перед начальной общеобразовательной школой сегодня стоит важная задача: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основы знаний.
Физическое воспитание – это особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка.
В классах обучаются дети с разным уровнем физической подготовленности, а требования к ним предъявляются одинаковые. В результате школьники испытывают психологический дискомфорт и как следствие теряют мотивацию к урокам физкультуры.
Я расскажу о некоторых способах работы, которые применяю на уроках физической культурой в младших классах для повышения мотивации, что позволяет создать благоприятные условия для развития каждого обучающегося в соответствии с его способностями, возможностями, с уровнем физической подготовленности.
1. Сюжетные-ролевые уроки.
Сюжетные уроки по физической культуре для младших школьников занимают одно из ведущих мест в моей деятельности. При подготовке к уроку подбираю сюжет, который бы способствовал достижению цели урока: «Найди клад», «Поход в зимний лес», «Путешествие в Спортландию», «Зов джунглей», «Полоса препятствий», «Острова здоровья» и др. В сюжет ввожу детские стихи, загадки, сказки, имитационные движения, игровые и рифмованные формы физических упражнений, ролевые ситуации, подвижные игры. Большое внимание уделяю музыкальному сопровождению уроков, использованию различного оборудования, инвентаря, подбору цветовой гаммы на уроке. Положительные эмоции усиливают физиологические механизмы в организме и улучшают работу всех органов и систем, а эмоциональный подъём создает у детей повышенный тонус и интерес к занятиям. Любой человек с удовольствием выполняет ту работу, которая ему интересна.
2. Анаграммы, ребусы, кроссворды.
Большой интерес вызывает у детей разгадывание анаграмм, ребусов, кроссвордов. Сначала я составляла и предлагала ученикам свои разработки, а теперь ребята самостоятельно применяют полученные навыки и умения.
3. Пиктограммы.
Очень нравится ребятам рисовать. На уроке ребята изображают человечка, который делает упражнения. С помощью пиктограмм ученики составляют комплексы общеразвивающих упражнений для урока, домашнего задания, утренней гигиенической гимнастики, круговой тренировки и т.д.
4. Проектная деятельность учащихся.
Метод проекта не является принципиально новым в работе. Раньше этот метод я использовала, как вид самостоятельной работы учащихся. Ребята писали сообщения, рефераты. Использование технологии проектного обучения дает возможность ученику максимально развить творческие и коммуникативные способности, проявить себя в проведении самостоятельных исследований, принятии решений, развитии умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда. В начале большинство видов работы представляю как интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Учащиеся применяют навыки владения компьютерными технологиями, знания по различным предметам для создания рефератов, презентаций, проектных работ.
4. Индивидуальная работа – работа по карточкам с заданиями.
Чтобы разработать индивидуальные задания, например, на развитие физических качеств, сначала провожу контрольные испытания, тестирование. Результаты испытаний дают мне информацию об обучающемся, о его физической подготовленности. По сложности, содержанию и объему все задания карточек разные. Каждый учащийся выбирает себе задание по силам. Работать ученики могут либо самостоятельно, либо в микрогруппах по 2-4 человека. Ребята, которые выполнили задания на одной карточке, переходят к выполнению задания на другой карточке. На протяжении урока я помогаю ученикам выполнять задания, даю консультации. Во время проведения следующего испытания, ученик должен показать результат лучше предыдущего. Если этого не произошло, то в индивидуальных заданиях провожу соответствующие корректировки. При этом результат учащегося никогда не сравнивается с результатами других учеников. Свои результаты ребята сравнивают в дневнике достижений, где фиксируют свои результаты, антропометрические данные, самочувствие, дети проводят самооценку своего развития.
5. Круговая тренировка.
Круговая тренировка – это особая организационно – методическая форма работы, которая предполагает последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений. Этот способ использую для совершенствования двигательных действий и развития физических качеств. Время выполнения упражнения, время отдыха на каждой \”станции\”, дозировка выполнения упражнений индивидуальная для каждого обучающегося или для группы учеников. Всегда схему круга и подбор упражнений продумывала сама, но теперь создаю такие условия, при которых обучающиеся сами могли бы выбрать упражнения и расставить их в тренировочный круг. Хорошо подготовленным учащимся разрешается помогать и контролировать выполнение упражнений у ребят, которые не до конца освоили какой-то элемент или упражнение в целом. Дети также получают возможность побыть тренером для себя, друга, товарища.
При таком методе работы каждый ученик может освоить двигательное действие в удобном для себя темпе, что станет основой для формирования его индивидуального развития.
6. Применение эвристической технологии.
Её целью является обеспечение рождения учениками личного образовательного результата в ходе специально организованной деятельности.
Центром такого обучения является сам ученик. Для формирования интереса к учению создаю проблемные ситуации.
Например: В некотором царстве, в некотором государстве жили – были физические качества. Ребята, сегодня мы вместе с вами отправимся в это царство – государство, так как его жители – физические качества попали в беду и просят помощи. Я думаю, вы справитесь с заданием и поможете жителям страны сказочного царства решить их проблему.
Варианты использования разных способов обучения и контроля на уроке повышают уровень мотивации младших школьников к изучению предмета физическая культура. Дети стали проявлять большой интерес к урокам физической культуры, внеурочной деятельности, конкурсам, соревнованиям, олимпиадам по физической культуре, самостоятельным занятиям физкультурой и спортом.
Необходимым условием организации занятий с младшими школьниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, увлекательной и актуальной игровой ситуации, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

Обобщение опыта.docx