“Моё педагогическое открытие”

Автор: Рязанова Татьяна Михайловна

Бибиковский филиал

МБОУ Умётской СОШ имни Героя Социалистического Труда П.С.Плешакова

 

 

 

 

 

 

 

Метод проекта как средство развития коммуникативных умений младших школьников на уроках английского языка

 

 

 

 

Рязанова Татьяна Михайловна

 

Учитель английского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

                                                                                                                    Стр.

 Введение ………………………………………………………………….3

1. Теоретическое обоснование педагогической идеи ………………….4

2. Описание опыта ………………………………………………………..7

Список использованной литературы ……………………………………10 Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           Современной целью обучения иностранного языка в средней школе является формирование коммуникативной компетенции, овладение которой начинается с начальной школы. Одной из составляющих коммуникативной компетенции являются коммуникативные умения, цель которых -осуществлять устно-речевое общение. Соответственно, перед современным учителем ставится задача обучить иностранному языку как средству общения.

С психологической точки зрения младший школьный возраст является достаточно тяжелым, так как ведущая деятельность меняется с игровой на собственно учебную, что требует от школьника концентрации внимания и интенсивности работы мысли. Так как младшим школьникам нравится деятельность, связанная с рисованием, конструированием, вырезанием фигур, лепкой и т.д., то метод проекта является тем видом деятельности, который совмещает в себе задания предметно- манипуляционного характера.

         Метод проекта  учитывает психологические закономерности процессов мышления и памяти младшего школьника,  опирается на развитие вербальной памяти с помощью наглядных материалов, двигательной активности, которая помогает поддерживать моторную память. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, лучшему усвоению и закреплению знаний по иностранному языку.

Таким образом, можно сделать вывод, что выбранная нами тема: Метод проекта как средство развития коммуникативных умений младших школьников на уроках английского языка, является актуальной в современной методике преподавания английского языка.

Объектом данного исследования является обучение коммуникативным умениям младших школьников, а предметом – использование метода проекта как средства развития коммуникативных умений младших школьников

Целью  исследования является определение эффективности использования метода проекта при развитии коммуникативных умений младших школьников на уроках английского языка.

Для решения данной цели  были сформулированы следующие задачи:

    – раскрыть теоретические основы  метода проекта;

    – рассмотреть сущность и технологию использования метода проекта с младшими школьниками;

    – провести предметную диагностику уровня сформированности коммуникативных умений;

          Таким образом,  можно выдвинуть следующую гипотезу: использование метода проекта в процессе обучения иностранному языку будет способствовать  эффективности развития коммуникативных умений младших школьников.

          Проблема, решаемая в рамках данной работы, состоит в том, как развивать коммуникативные умения на начальном этапе обучения.

 

Теоретическое обоснование педагогической идеи

          

         Овладение основами коммуникативной компетенции начинается на начальном этапе со знакомства с  языком как средством общения и продолжается весь период обучения. Это значит, что учащиеся должны понимать иностранную речь  на слух, выражать свои мысли устно, уметь читать и писать. Чтобы заложить основы по каждому виду речевой деятельности необходимо накопление языковых средств, которое обеспечивает функциональность речи на элементарном языковом уровне. В дальнейшем это позволит перейти на более высокую ступень усвоения иностранного языка. От успеха овладения иностранным языком на начальном этапе зависит  успех  овладения им в последующем.

         Методика обучения иностранному языку в начальной школе имеет определенную специфику в силу особенностей учащихся младшего школьного возраста, и вместе с тем она тесно связана с курсом общей методики обучения иностранному языку, с педагогикой и психологией. Методика обучения иностранному языку младших школьников основывается на учете ряда базовых концепций обучения, лежащих в основе обучения и развития личности в целом. Одной  из таких концепций является деятельностный подход. Деятельностная основа усвоения иностранного языка – основа процесса обучения, состоящая  в понимании сути и значения изучаемого языка через самостоятельную, групповую, коллективную деятельность в окружающем мире, которая протекает в условиях реального общения у младших школьников, формируя и развивая умение вступать в межкультурную коммуникацию.

 Изучение иностранного языка перестает быть самоцелью, а становится способом решения тех или иных задач в конкретных ситуациях, в познании языка через деятельность .В результате   школьники приобретают интеллектуальный, трудовой, творческий, эмоционально – психологический опыт, они с удовольствием выполняют задания межпредметного характера, связанные с двигательной активностью, рисованием, конструированием, музыкой, драматизацией, при этом они осознанно выбирают языковые средства для решения конкретной задачи, что в свою очередь делает иностранный язык инструментом для осуществления конкретной деятельности. Обучение иностранному языку на выполнение заданий межпредметного характера разработал и описал британский методолог Виллисон. В основе его подхода лежит принцип осознания учащимися конкретных языковых понятий и явлений, равно как и конкретных языковых структур и лексических единиц через понимание их важности при выполнении определённого задания.  Это предоставляет широкие возможности для использования проектных методик на занятиях английского языка.
         В европейских языках слово “проект” заимствовано из латыни: причастие projectus означает “выброшенный вперед”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов, таким образом, это – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией результатов.

         Приступая к реализации педагогической идеи на практике, я провела анализ научно – методической литературы, в ходе которого были определены требования к проекту, его виды по доминирующей деятельности, комплектности, продолжительности, а также формы продуктов и виды презентаций проектов применительно для младших школьников на уроках английского языка.

         Основные требования к учебному проекту.

1.  Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально- значимой проблемы (исследовательской, информационной, практической), которая ставится в игровой ситуации для младших школьников ( выставка домашних животных, посещение зоопарка необычных животных и др.).

2.   Планирование действий по разрешению проблемы — иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации

3.   Исследовательская работа учащихся – поиск информации. Младшие школьники используют изученный материал, который обрабатывается, осмысливается и представляется учащимися в конкретной ситуации.

4.  Создание продукта проекта.

5.  Презентация продукта и его защита.

Формы организации работы над проектом

индивидуальная

– групповая

         В силу своих психологических особенностей, учащиеся младших классов не имеют навыков работы в группе, не могут распределять обязанности для достижения единой цели. В начальной школе у младшего школьника только формируются основные элементы ведущей учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения, поэтому предпочтение отдаётся индивидуальной форме работы.

                  Преимущества персональных проектов:

• план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

• у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

• учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии;

• формирование и развитие у ученика важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных).

         Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

· Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

•   Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

•  Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.  ·Творческий проект предполагает максимально свобод и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участники проекта берут себе литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации Результат проекта остается открытым до самого окончания.

         Младшие школьники выполняют только практико-ориентированные проекты.

         По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

1.   Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник. Такие проекты проводятся  в рамках классно-урочной системы, реализация которых проходит в рамках данной педагогической идеи.

2.  Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

         Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4- б уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.

Долгосрочные (ящичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

         Формы продуктов проектной деятельности

• книжка-малышка

• книжка-раскладушка

• праздник

• экскурсия

• выставка

• стенгазета

• постер

• закладка для книг и др.

         Виды презентаций проекта

• демонстрации продукта

• путешествия

• рекламы

• спектакля

• экскурсии

 

Описание опыта

         Реализация педагогической идеи на практике проводилась во 2 классе, первый год обучения иностранному языку, среди обучающихся, с нулевым уровнем коммуникативной компетенции. Поэтому перед собой я поставила цель: формирование и развитие речевых умений  при реализации метода проекта, который помогает использовать язык как средство общения на элементарном языковом уровне. Следовательно, в данной деятельности метод проекта выступает как средство развития коммуникативных умений.

         В начале обучения иностранному языку происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач.

         К концу обучения учебного материалу определенного раздела, когда  ребята овладели необходимыми  лексическими и грамматическими единицами, учитель предлагает выполнить проектное задание. С одной стороны, проекты помогают учителю увидеть степень усвоения учениками языкового материала, с другой, показать важность изучения иностранного языка как средства общения.

Продукт проекта выполняется индивидуально каждым учеником, что помогает отследить личностное развитие каждого.

Метод проекта позволяет обучающимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, формирует навыки самостоятельной деятельности. Проектная работа является презентацией творческих возможностей ребят в области иностранного языка.

         Создание продукта проекта является как домашним заданием, так и частью рабочего урока. Презентация проектов проходит в игровой форме, школьникам предьявляетя ситуация общения. Примерными заданиями для развития коммуникативных умений могут быть : выставка животных, посещение зоопарка необычных животных, реклама школьных принадлежностей и др.

         Младшие школьники проявляли активное желание рассказать о своих проектах, используя иностранный язык, им было интересно поделиться информацией, задать вопрос, узнать, что приготовили их одноклассники, а также продемонстрировать свои красочные работы.

Поначалу, учащиеся могли задать 1-2 вопроса и дать на него ответ, но по мере накопления языковых средств, их возможности растут.

         При презентации своих результатов, младшие школьники учатся строить цельный рассказ в логической последовательности. Данная деятельность способствует развитию навыков аудирования, когда ученики учатся понимать смысл однократно предложенного высказывания,  задавать вопрос и адекватно на него реагировать, оценивать работу; практически и творчески применять полученные навыки, развивать умения реагировать на речь в процессе коммуникации.

          Некоторым проектам необходимы подписи, что способствует развитию умения правильного написания слов. Обучающиеся выбирают грамматический и лексический материал под контролем учителя. Продолжается  расширение лексического запаса,  развиваются навыки написания сочинения на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматика, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Обучающиеся начинают более внимательно и самостоятельно подходить к выполнению заданий.

На уроках презентации проектов наблюдалась сформированность умения большинством обучающихся задавать вопрос в рамках коммуникативной задачи и адекватно на него реагировать, правильно выбрать  лексический и грамматический материал,  умение слушать и услышать необходимую информацию, по сравнению с контрольным классом, где метод проекта не использовался как средство развития коммуникативных умений. Данные  показали, что уровень практического владения английским языком у младших школьников повышается. (см.Приложение 1, 2, 3). Наличие наглядной опоры – продукта проекта, позволяет обучающимся чувствовать себя  увереннее в использовании языка. Метод проекта помогает создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

         Таким образом, полученные нами результаты в ходе реализации педагогической идеи на практике позволяют сделать вывод о том, что использование метода проекта в процессе обучения английскому языку способствует развитию коммуникативных умений младших школьников. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бушуева Л.С. Творческие работы на уроках во 2-ом классе // Начальная школа. – 2012. – №11. – С.19 – 21

2. Варакина Л.В. Проектная деятельность детей и взрослых как фактор успешности воспитания и обучения // Начальная школа. – 2004. – №11. – С.61 – 63

3. Безукладников К.Э. Залог успешности овладения иностранным языком в начальной школе // Начальная школа. – 2004. – №5. – С.17 – 21

4. Бондаренко А. И. Проект как одна из форм организации образовательно–     воспитательного процесса в начальной школе // Начальная школа. – 2004. – №4. – С.9 – 13

5. Брошюра «Технология проектного обучения