мой родной край

Автор: Шкирандо Светлана Геннадьевна

 

 

Конспект занятия по предметному окружению

Тема: «Мой Родной край»

Подготовительная группа

 

 

Интеграция образовательных областей: Социализация, Познание, Коммуникация, Художественное творчество.

Цель: Углублять и уточнять представление о родном крае, его культуре, принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Задачи:

Обучающие:

Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.

Развивающие:

Развивать связную речь, память, мышление.

Развивать мелкую моторику, творческую активность.

Воспитательные

Воспитывать  любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края;

Воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город»,  дидактические игры: «Что растет в лесу?»,  подвижные  игры «Хэйро» (солнце).

Материалы: Глобус, иллюстрации с изображением коренного народа, орнаменты.

Словарная работа: ханты, манси, малица, сахе, хейро, агани, орнамент.

Методы и приёмы: наглядный, игровой, пример, беседа.

Ход занятия.

Воспитатель: Если долго – долго – долго

В самолёте нам лететь,

Если долго – долго – долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим свами о Родине, о Родном крае, будем выполнять интересные задания и просматривать слайды. Посмотрите, что это на столе?

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Макет земли.

Воспитатель: Посмотрите, какая у нас красивая земля синяя, коричневая, зелёная, жёлтая, а что обозначают эти цвета?

Дети: Моря, океаны, леса, горы.

Воспитатель: Правильно, на нашей земле много стран, где  живут  много разных народов. Есть страны где всегда жаркий климат, там круглый год-лето, есть страны где всегда холодно там круглый год- зима, а есть страна где природа подарила все четыре времени года- осень, зиму, весну, лето. И эта страна наша Родина. А как называется наша Родина?

Дети: Россия.

Воспитатель: У нашей страны удивительное, и очень красивое звучное имя- Россия. Россия самая большая в мире страна. Мы все граждане этой страны.

А как вы понимаете слово Родина?

Дети: Слово Родина означает страна в которой мы живём.

Воспитатель: Правильно, но у каждого из нас  есть место, тот уголок земли, где мы родились, где проходит  наше детство, где живут наши родные, друзья. Зовется это место – Малая Родина.

                У каждого листочка, у каждого ручья,

                Есть главное на свете, есть Родина своя,

                А там где мы родились, где радостно живём,

                Края свои родные, малой Родиной зовём.

Воспитатель: А как у нас называется малая Родина?

Дети: г Нягань

Воспитатель: Как называется наш округ?

Дети: Ханты-Мансийский автономный округ- Югра.  

Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила небольшую презентацию о нашем родном крае.

(Дети проходят на стульчики, показ слайдов)

1Слайд

Воспитатель: Наш округ- седой богатырь,

Свой дух возразил величаво.

Опора России- Урал и Сибирь.

Гордимся Югрою по праву.

2слайд

Воспитатель: Природа нашего родного края богата лесами, болотами, лугами, водоёмами.

3слайд.

Воспитатель: В наших лесах растёт много деревьев и кустарников. Скажите, какие вы знаете деревья, растущие  в наших лесах?

Дети: Ель, кедр, лиственница, сосна, берёза.

4 слайд

Воспитатель: А какие вы знаете кустарники?

Дети: Рябина, калина шиповник.

5 слайд

Воспитатель: Также леса богаты ягодами, грибами, орехами.

6 слайд.

Воспитатель: Животный мир очень разнообразен. Какие животные живут в наших лесах?

Дети: Лисица, белка, медведь, куница, заяц, дикий северный олень и др. 

7 слайд.

Воспитатель: На территории округа проживает множество национальностей. Но название округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси.

Всех людей мы называем ханты.

Ханты – русский, ненец и узбек.

Потому, что это слово – ханты

В переводе значит – человек.

8 слайд.

Воспитатель: А чем занимаются жители округа?

Дети: Рыболовством, охотой  и оленеводством.

9 слайд

Воспитатель: Также в нашем округе добывается нефть и газ.

10 слайд

Воспитатель: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Жители севера сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. И сейчас я вам предлагаю поиграть в мансийскую игру, а называется она «Хейро», что означает солнце.

(Проводится подвижная игра)

Воспитатель: Ребята, скажите какая зима на севере?

Дети: Холодная, суровая, снежная.

Воспитатель: Правильно. И поэтому у  коренных жителей  верхняя одежда очень тёплая.  

Светлана Павловна: Из-того, что на севере зимы холодные, жители севера шьют зимнюю одежду – тёплой. Мужская зимняя  одежда сшита из сукна с тёплой подстёжкой из оленьего меха, называется малицей. Женская зимняя одежда сшита также из сукна и оленьего меха называется она сахе. Обувь шьётся из оленьих шкур и называется кисы.

Воспитатель:  Коренные жители летом?

  Летом мужчины носили рубахи, штаны и пояса к которым подвешивали сумочки с охотничьими принадлежностями.

 Женщины носили платья, они называются ёрнас, а на голове обязательно был платок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите одежда у хантов и манси не только тёплая, удобная, но и нарядная. А что значит нарядная?

Дети: Одежда вышита орнаментом.

Воспитатель: Светлана Павловна,а что обозначают орнаменты?

Светлана Павловна: Орнаментальное искусство составляет важную часть культуры манси. Каждый орнамент имеет своё значение вот например на моём платье вышит орнамент «заячьи ушки», «щучьи зубы» на кисах орнамент «оленьи рожки». Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.

Воспитатель: Ребята посмотрите, все орнаменты красивые и все  разные, а чем они отличаются?

Дети: Формой, цветом.

Светлана Павловна: И каждый цвет имеет своё значение например: синий цвет — это небо, желтый цвет — это солнце, красный цвет — огонь, белый цвет — свет, чистота, черный цвет — чум, дым. Также украшали кукол для своих детей. По мансийски кукол называют акани. Коренные жители верили если акани будет украшена орнаментом она будет оберегать их детей от злых духов. И я для вас принесла акни, на ней  одета сахе украшенная орнаментом и мехом.

Воспитатель: Ребята, а вам предлагаю тоже украсить акани орнаментом, а орнамент мы будем вырезать из полоски цветной бумаги, а цвет выберете сами. Орнаментом мы будем украшать низ платья акани, а воротник за место меха мы украсим ватой. Мы будем выполнять орнамент «Щучьи зубы». Но перед тем как нам приступить к работе, нужно вспомнить правила безопасности работы с ножницами.

Дети: Ножницами нельзя махать, кидать, подносить к лицу ходить. Передавать ножницы нужно только с закрытыми, кольцами вперёд, по завершению работы убрать на место.

Воспитатель: Возьмите полоски цветной бумаги сложите их гармошкой и от середины отрежьте уголки, затем возьмите клей намажьте клеем орнамент и приклейте его на сахе куклы, затем возьмите вату и приклейте воротник на сахе.

Воспитатель: Ребята, у нас получились очень красивые куклы. Как они называются?

Дети: Акани.

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Светлану Павловну за интересный рассказ.

Светлана Павловна: Спасибо за то, что вы меня пригласили, до свидания.

Воспитатель: Ребята, очём мы сегодня с вами говорили?

Дети: О родном крае?

Воспитатель: Что вы новое узнали?

Дети: Мы узнали, как называется национальная одежда народов севера.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю своих кукол – акани подарить нашим гостям.