Миссия педагога дополнительного образования в воспитании саморазвивающейся личности

Автор: Баринова Надежда Сергеевна

Миссия педагога
дополнительного образования в воспитании саморазвивающейся личности

 

Ведущая
роль  в процессе дополнительного
образования отводится, в первую очередь, общеобразовательным учреждениям,
высшим учебным заведениям, учреждениям начального и среднего профессионального
образования, однако, концептуальные положения, закладываемые в образовательной
политике, отражаются и в работе системы дополнительного образования детей,
которое по праву можно рассматривать как важнейшую составляющую современного
образовательного пространства.

Я
как воспитатель с опытом работы в этой сфере поддерживаю это суждение.

Что
представляет собой дополнительное образование на современном этапе развития
системы образования в России? Какова его роль и какое место занимает в
современной модели образования?

Под
«дополнительным» принято понимать мотивированное образование, которое получает
личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую
потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя,
самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Дополнительное
образование детей представляет собой особую подсистему общего образования,
обеспечивающую развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный
образовательный путь на основе свободного выбора содержательной деятельности,
которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами
традиционной внеурочной и внешкольной работы.

На
современном этапе дополнительное образование – это гибкая, динамичная,
многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому,
которая в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может
успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в современном
информационном обществе.

В
науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип
образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

Обладая
способностью быстро и точно реагировать на социальные и политические перемены
дополнительное образование детей востребовано и является объектом постоянного
внимания и поддержки со стороны общества и государства.

Дополнительное
образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности
человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами
пространстве, поэтому его можно рассматривать как поле для расширения
возможностей развития личности. Образовательный процесс в системе дополнительного
образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая
информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую функции.

Гибкость
дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет
обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных
компетенций и развития творческих способностей детей.

В
учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются
социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и
методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума.
Следствие этого – накопление детьми опыта гражданского поведения, основ
демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии;
получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что
влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Уверенно
об этом можно сказать потому, что основной принцип дополнительного образования
– добровольность; кроме этого в системе дополнительного образования высокий
уровень мотивации детей, пространство, поддержка и свобода для таланта и
инициативы. Именно талантливая и инициативная молодежь сможет вывести страну на
более высокий уровень.

Все
выше сказанное позволяет сделать следующий вывод: миссия дополнительного
образования детей на современном этапе развития национальной
образовательной системы Российской Федерации заключается в том, чтобы вырастить
и воспитать человека, который сможет выжить в постоянно меняющемся политическом
и экономическом пространстве, сохранив высокую мораль и нравственность, и быть
при этом достойным гражданином своего государства.

Анализ практики дополнительного образования детей показывает,
что спектр целей и задач образовательного процесса предельно разнообразен.
Более того, их определение не отличается устойчивостью и может меняться в
процессе реализации программы. Каждый новый набор детей в группу (программу)
вносит свои запросы, интересы, уровень способностей, а необязательность и право
выбора задают особую непредсказуемость в организации занятий, в планировании
деятельности и ее результатов. Однако, педагоги, так же как и учреждения в
целом, стремятся к устойчивости образовательного процесса, к повышению его
управляемости, что позволяет говорить о сложившихся сегодня типах
образовательного процесса, имеющих свои специфические задачи, прогнозируемые
результаты, способы организации, но сочетаемые в одном педагогическом процессе.
Так, Т.В. Ильина выделяет пять таких типов, в каждый из которых объединяет
несколько видов образовательных моделей. Ни один из типов образовательного
процесса не существует в чистом виде, но можно выделить ведущий тип для
педагога или учреждения. Наиболее распространенными являются следующие типы
образовательного процесса: обучающий, воспитательный, общеразвивающий,
досуговый, комплексный (интегрированный по педагогическим задачам). Подробная
характеристика и оценка предложенной типологии не входит в задачи нашего
исследования, поэтому назовем только варианты «цели – результата» по каждому из
них.

Я считаю, что Воспитатель должен:

Уметь любить детей – это основа принципа гуманизма.

Уважать ребёнка.
Видеть в каждом личность.

Верить в ребёнка.
Залог успеха образовательного процесса, выражает оптимистическую линию
гуманизма.

Понимать ребёнка.
Необходимо уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами.

Бережно относиться к духовному миру и природе личности. Каждая личность имеет свой неповторимый духовный мир,
свой опыт, привычки, взгляды.

Беречь и развивать у детей чувство собственного достоинства. Без этого невозможно ни воспитание, ни самовоспитание.

Стать другом ребёнка как соучастника образовательного
процесса
, и поддержать, помочь в любую
минуту, всегда и во всём.

Не навредить здоровью, психике, стремлению к творчеству
личности.
Мотивировать целостное
восприятие мира личности.

Задача Воспитателя – помочь детям жить в окружающем мире по законам этики,
природы, творчества и культуры. Воспитатель должен осознать и реализовать
содержание образования в интересной для ребенка форме и применить адекватные
методы. В этом смысле, «методика» Воспитателя – это всегда творческий процесс,
и она эффективна в сочетании с искусством Воспитателя  быть организатором,
оратором, актёром и просто человеком. Это уровень искусства, где Воспитатель –
мастер взаимодействия.

С точки зрения педагогики, самый проблемный и важный период
в жизни человека — детство. Воспитатели — это люди, профессионально принимающие
на себя ответственность за развитие другого человека.

« Ведь каждый геолог, и каждый ботаник,

И даже ученый  средь множества книг,

Не мог появиться  без воспитания, 

И именно садик   на старте у них…»

Какие черты характера должны  быть присущи
Воспитателю?   По- моему мнению, это:

инициативность и гибкость;

созидательность и креативность;

честность, смелость и личная целостность;

уверенность и уравновешенность;

настойчивость, упорство и самостоятельность;

стремление к постоянному самосовершенствованию;

энергичность, работоспособность и ответственность.

Миссия любого Педагога, близка по своему содержанию клятве Гиппократа. «Не
навреди!» – произносят врачи, приступая впервые к своим обязанностям. И если
работники здравоохранения отвечают за физическое здоровье пациентов, то Миссия
Воспитателя и Учителя, куда более сложная: педагоги ответственны за здоровье
НРАВСТВЕННОЕ и ДУХОВНОЕ. Поэтому в повседневной деятельности, исходя из своих
возможностей, мы  стараемся принести максимум пользы для воспитанников.

Многие современные воспитательно-образовательные инициативы
нацелены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с
этим должно идти духовно – нравственное воспитание. Если эта грань
недооценивается, то развитие ребенка заметно обедняется, а это не безобидно в
дальнейшем для ребенка и общества в целом. Наша задача помочь «облагородить»
детскую душу, используя в качестве прививки народную педагогику, возродить
истинные ценности. Христианская нравственность впитывается вместе со сказками,
играми, православными праздниками.

Сегодняшнее состояние системы дошкольного воспитания
характеризуется словами «взрыв, скачок». Рынок образовательных услуг предлагает
огромное количество комплексных и парциальных программ, а также предъявляет
особые требования и к педагогическому сообществу.

Какой он воспитатель детского сада 21 века? В чем его
предназначение?

Детей невозможно разделить на расы, национальности и
вероисповедания, потому что все дети похожи по своей сути. Их внутренний мир
органически не принимает взрослой чванливости, ханжества, злости и лжи. В их
сердечки вход таким вещам запрещен. Пока запрещен.

В современном мире невозможно воспитать ребенка в «
стерильных», унифицированных условиях. Так или иначе, он получит и
отрицательный опыт, но и от нас – то зависит: будет это «тяжелой болезнью» или
«иммунной прививкой». С рождения ребенок восходит от силы в силу. Параллельно
этому должно происходить и духовное возрастание, должны закладываться и
духовные ценности – добродетели (доброта, послушание, скромность, терпение,
внимание, дружелюбие и любовь).

Общество может заботиться о качестве образования,
распространяя тысячи методик и рекомендаций теоретиков, психологов, врачей, но
в конечном итоге главная роль отводится тем, кто фактически участвует в
педагогическом процессе и как они могут договориться.

Подражание сильнее страха, и тем ответственнее наша миссия
перед детьми – самой не стать «кривым зеркалом» и не подтолкнуть их к ложным
кумирам на стороне. Именно поэтому, так важно в век вседозволенности учить
наших детей применять ограничения, культу роскоши противопоставить умеренность,
грубости и хамству – терпение и мудрость, распущенности – скромность, агрессии
и злу – силу духовную.

«И если мы, взрослые, будем жить и учить так, чтобы наша
научность не портила нравственности, а нравственность – научности, то получится
полный успех нашей жизни».  Я  считаю, что самое ценное качество
педагога – это увлеченность. Увлеченный педагог – это творец,  который
получает удовольствие от своего дела и для которого высшая награда – горящие
глаза его воспитанников, жаждущие продолжения.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, вполне можно нарисовать
идеальный портрет современного  педагога:  это тот,  для
которого учительство и наставничество  – смысл жизни. Его высшая корысть –
быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего
взамен.