Методический инструментарий для диагностики суицидального риска.

Автор: Тевс Марина Александровна

Методический инструментарий для диагностики суицидального риска.

Основные направления диагностического обследования:

·        Диагностика личностных особенностей подростков;

·        Диагностика семейных отношений;

·        Диагностика склонности к суициду.

 

Диагностика личностных особенностей:

1.     Акцентуации характера («Патохарактерологический диагностический опросник» А.Е. Личко (для подростков 14-18 лет)

2.     Характерологический опросник К.Леонгарда, опросник Г.Шмишека (вариант для подростков в модификации И.В.Крук)

3.     Исследование самооценки (методика Т.В. Дембо – С.Я.Рубинштейн в модификации А.Н. Прихожан (для уч-ся 6-11 классов);  Тест – опросник самоотношенияВ.В.Столин, С.Р.Пантелеев)

4.     Социометрия

5.     Тест фрустрационной толерантности С.Розенцвейга (детский вариант (4-13лет), взрослый (с 15 лет)

6.     Диагностика уровня агрессии Басса-Дарки (с 14 лет)

7.     Диагностика мотивационно-потребностной сферы (тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, диагностика степени готовности к риску (А.М. Шуберт); Мотивация к избеганию неудач (опросник Т.Элерса); Мотивация успеха и боязнь неудачи (А.А.Реан)

8.     СПА (социально-психологическая адаптация К.Роджерса – Р. Даймонда) в адаптации Т.В. Снегиревой (для подростков с 12лет)

9.     Диагностика эмоционального состояния: шкала депрессии и шкала безнадежности А.Т. Бека; опросник Ч.Д. Спилберга (модификация Ю.Л. Ханина); Цветовой тест М. Люшера; Опросник САН.

 

Диагностика семейных отношений:

1. Диагностическое интервью с семейным анамнезом

2. Рисунок семьи

3. Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер)

4. Подростки о родителях (ПоР) (в адаптации Л.И. Вассермана и др.) для подростков 13-18 лет)

 

Диагностика склонности к суициду:

1. Склонность к отклоняющемуся поведению (СОП А.Н. Орел) для подростков 14-17 лет

2. Опросник суицидального риска (ОСР) модификация Т.Н. Разуваевой, для учащихся 8-11 классов

3. Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) для учащихся 5-11 классов

4. Карта риска суицида (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)

5. Диагностическая анкета критических ситуаций подростков Л.Б. Шнейдер, для старших школьников.

6. Проективные методики: методика Р. Сильвера «Нарисуй историю»; Метод незаконченных предложений С.И. Подмазина; методика «Ассоциации»; Тест «Ваши суицидальные наклонности» З. Королева и др.

 

 

В работе специалистов методики должны использоваться выборочно, соответствовать возрасту несовершеннолетних и задачам обследования. При этом психолог разрабатывает свой комплекс методик для разностороннего изучения аспектов личности и выявления подростков группы риска. Методики интерпретируются и анализируются во взаимосвязи друг с другом, нельзя строить выводы изолированно, только на основании одной из них.