«Метод динамического моделирования как средство экологического воспитания старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Автор: Парнева Залия Флянилевна

Взаимодействие человека с землей, с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как развитие цивилизации, воздействие людей на природу становится слишком мощным и приобретает планетарный характер. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны. Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли и всей природы в целом, является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, экологического воспитания всего населения и, особенно, подрастающего поколения.                

Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей.

Задачи экологического воспитания дошкольников включают:

– формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику;

– воспитание бережного отношения к природе;

– развитие чувства эмпатии к объектам природы;

– желания охранять и беречь природу.

Специфика работы воспитателя в группах для детей с ОНР состоит в том, что педагог решает не только общеобразовательные, но и под руководством учителя-логопеда коррекционно – воспитательные задачи:       

 

– развитие познавательных процессов, которые тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение);

– обогащение словаря новыми лексическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Материал подается так, что информация закрепляется многократно на разных уровнях.

А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».

Экологическое воспитание в группе переплетается с изучением определенной лексической темы, при подготовке к проведению образовательной деятельности, бесед намечаю для себя слова, которые будут для детей новыми, а также определяю методы и приемы активизации речи детей.

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю методу динамического моделирования, который повышает интерес дошкольников к образовательной деятельности, качество усвоения и результативность. В основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком, с которым взрослый или ребёнок действует.

 

Динамическое моделирование в пространстве. Моделирование природных объектов, явлений в процессе опытов, экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную, речевую деятельность.

 

Эксперимент «Сделай радугу». Нам кажется, что свет — белый. Но на самом деле он состоит из разных цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет преломляется в капельках воды и «распадается» на несколько цветов. Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгой последовательности: красный-оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый. Так в небе и возникает красивая разноцветная радуга.

Не обязательно дожидаться дождя, чтобы увидеть это природное явление. Можно использовать CD-диск. (раздаю слушателям CD-диски). Меняя угол наклона можно получить и радужную полоску, и круговую радугу

Задаю детям вопросы:

-Как выдумаете, почему радугу назвали ра-дуга? Что такое «дуга»? какая она? покажите руками. С земли радуга напоминает дугу, а самолёта она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали её «ра-круг».

-Когда можно наблюдать радугу на небе?

-Какие цвета у радуги? И т.д.

 

Для снятия утомления, напряжения провожу с детьми динамические паузы, пальчиковые гимнастики экологического содержания.  

У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон)

Чтоб стал красив он и высок,

Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладони, разводят пальцы)

Должны работать корешки! (изображают “корни”)

 

Динамическое моделирование с использованием иллюстраций.

 В практике своей деятельности активно использую пособие О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» (показываю пособие). Динамические модели, представленные в пособии, расширяют представления дошкольников о живой природе, помогают уточнить знания детей, познакомить воспитанников с тем, что они не могут в данный момент видеть в своем реальном окружении, развивают их речь.

Так в ходе образовательной деятельности по теме: «Путешествие колоска» достаточно перевернуть клапан (подвижный фрагмент изображения), и дети смогут сравнить, отразить в речи как убирали зерновые культуры в старину и как это происходит в наше время, перевернув ещё один клапан рассмотреть поближе колоски.

Аналогично можно показать своим воспитанникам и побеседовать о том, как толстый слой одеяла Арктики является «одеялом» для всего живого.

 

Динамическое моделирование с использованием компьютерных технологий.

В педагогической деятельности использую готовые интерактивные игры и создаю несложные компьютерные динамические модели, т.е.  презентации в PowerPoint с подвижными элементами.

Обратите внимание на фрагмент такой презентации «Назови детёныша».  Задаю вопросы детям: кто это? Кошка. А это кто? (всплывает картинка с детёнышем) Котёнок. Можно описать внешний вид, назвать части тела и др.

Интерактивная игра «Зима». На слайде изображены предметные картинки. Что бывает зимой? Дети отвечают, взрослый проверяет (наводит курсор и нажимает на левую клавишу мышки), если ответ верный появляется «весёлый» смайлик, если не верно – «грустный». Можно попросить ребёнка обосновать ответ.

Использование метода динамического моделирования как средства формирования экологической культуры дошкольников обеспечивает расширение кругозора, развитие сенсорных способностей, моторики, наблюдательности, речи, повышает культуру поведения детей в природе и окружающей среде.