Коррекционно-оздоровительная работа с детьми в условиях детского сада (из опыта работы)

Автор: Петрова Ольга Геннадьевна

Коррекционно-оздоровительная работа с детьми в условиях  детского сада 

                                            (из опыта работы)

Физкультурно-оздоровительная работа с часто болеющими детьми

         Для того чтобы ребенок развивался гармонично, он, кончено, должен быть здоров. На основе анализа состояния здоровья наших детей и действует наша группа для частоболеющих детей. В связи с этим изменились направленность моей работы, ее критерии. Я изучила различные формы организации оздоровительных мероприятий и создала свою систему физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы , которую постоянно совершенствую.

          Оздоровительная работа в нашем ДОУ ведется по трем направлениям: лечебно-профилактическому, лечебно-оздоровительному, закаливающих мероприятий – и имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка.

Для реализации этой цели в детском саду созданы все условия: физкультурный зал с современным и нетрадиционным оборудованием, процедурный кабинет (для проведения лечебного массажа, УФО), физкультурный уголок в группе, экологический уголок. Широко используются фиточаи, ходьба и бег по “дорожке здоровья”, точечный массаж, дыхательная гимнастика и релаксационные упражнения, гимнастика после сна.

          Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду.

Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, моя работа не сводится к узкопедагогическим и лечебным мерам. Она включает также и организацию предметной и социальной среды. При создании интерьера групповой комнаты, спальной старались сделать их уютными, чтоб детям было приятно находиться в группе. Помогаю воспитателям оформить спортивные уголки и уголки «Здоровья», в родительских уголках консультации для родителей.   

      Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Составив биологический портрет каждого ребенка, условно определив, к какой группе относится ребенок по биоритмам, строю режим дня с учетом динамики эмоциональных реакций детей (плаксивость сов по утрам, жаворонков по вечерам). Индивидуальный подход осуществляю и при пробуждении детей после сна, при определении физической нагрузки.

                Такой подход к организации физкультурно-оздоровительной работы способствует укреплению физического, психологического здоровья ребенка и снижению роста заболеваемости.

      Моя задача состоит в создании благоприятных условий для воспитания дошкольника. Созданная мною предметно-развивающая среда помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью.

     В детском саду функционируют спортивный зал, бассейн,  физкультурная площадка, музыкальный зал, изостудия, экологическая комната, игровые, оздоровительные и учебные зоны в групповых комнатах.

Для педагогов нашего учреждения я провела консультацию и мастер-класс по оформлению спортивного уголка и изготовлению нестандартного спортивно-игрового оборудования.

       Все помещения детского сада оснащены традиционным и нетрадиционным оборудованием, игрушками, пособиями, аудиосредствами, настольными играми, конструкторами и спортивным оборудованием.

     Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудован спортивный уголок. В этой зоне имеются мячи, скакалки, кегли, игры для развития мелкой моторики рук, физкультурное оборудование, нестандартное спортивно-игровое оборудование сделанное руками воспитателей и родителей.

      Работа в уголках «Помоги себе сам», «Неболейки», «Волшебное зеркальце» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. В этих уголках есть ростомер, уголок «Проверь осанку», где ребенок может самостоятельно отслеживать изменения в росте, проверить осанку, помериться в силе и ловкости с друзьями, изучить свои особенности и себя с другими. В уголке накоплен материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

Материально-техническое обеспечение детского сада позволяет мне успешно решать задачи оздоровления. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и очень хотелось, чтоб поддерживалось родителями дома.

     Формы организации обучения:

ü  занятия (уроки здоровья),

ü  игры, игровые ситуации,

ü  беседы,

ü  театрализованные представления,

ü  чтение художественной литературы,

ü  рисование,

ü  спортивные праздники и развлечения.

      В бассейне проводятся занятия по обучению детей плаванию с элементами акваэробики, досуги на воде.

Совместные спортивные развлечения родителей с детьми «Мама, папа я – спортивная семья». Так же вместе с музыкальным руководителем проводятся музыкально-спортивные праздники посвященные Дню Защитника Отечества, в которых принимают участие папы детей.

Основная цель таких праздников — это помочь  родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности,   родителям   —   установить эмоционально-двигательный    контакт    с    детьми.   

      На физкультурных занятиях  я изучаю с детьми не только основные и общеразвивающие упражнения на развитие тела, а также знакомлю их с комплексом упражнений «Здоровый ребенок», целью которых является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки.           В просторном физкультурном зале создана благоприятная среда для физкультурно-оздоровительной работы с детьми всех возрастных групп. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям и укреплению своего здоровья. Все оборудование соответствует возрастным возможностям детей и санитарным требованиям.

Мной  используется методика занятий под музыку, занятия-соревнования, игровые приемы.

Регулярно проводим закаливающие процедуры, в учреждении разработана общая система закаливания.

После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с закаливающими процедурами.

«Динамический час» – так называется этот период бодрствования детей. Он проводится в различных вариациях: упражнения в кровати, полоса препятствий, корригирующая гимнастика.

Многоплановая, разносторонняя работа коллектива дала положительные результаты. Детская заболеваемость снизилась.

 

\s


 

         Работа ДОУ в физкультурно-оздоровительном направлении повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет нас заниматься самообразованием, обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения нашего педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем.

Коррекционно-оздоровительная работа с часто болеющими детьми в группе по укреплению здоровья «Крепыш»

Для проведения целенаправленной работы по укреплению здоровья часто болеющих детей мной была разработана физкультурно-оздоровительная программа “Крепыш”.приложение Программа рассчитана на детей  3-7-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка в соответствии с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации програм­мы у детей развиваются двигательные навыки, формируется правильное дыхание, концентриру­ется внимание, формируются нравственно-волевые качества. Мною  составлен перспективный план работы группы по укреплению здоровья, разработана картотека дыхательной гимнастики приложение, комплекс упражнений на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки.

 Комплекс занятий включает следующие направления:

Ø Дыхательные упражнения;

ØУпражнения на профилактику осанки и плоскостопия;

ØПодвижные игры;  

 Занятия обеспечивают комплек­сное воздействие на организм ребенка и строятся на основе подвижных игр. Это способствует улучшению функции сер­дечно -сосудистой и дыхательной систем, укреплению опор­но-двигательного аппарата, регулированию деятельности не­рвной системы, помогает повысить умственную и физическую работоспособность ребенка.

   Занятия проводятся в спортивном зале с использованием стандартного и нестандартного спортивного оборудования.

Для  реализации данной программы созданы условия:

         для удовлетворения биологической по­требности ребенка в     движении;

         обеспечивается развитие и тренировка всех систем и функ­ций организма через специально подобранные комплексы физических упражнений, дыхательных упражнений и игр с учетом возрастных и ин­дивидуальных возможностей ребенка;

       дети могут  осознанно и самостоятельно использовать определенный объем знаний и умений

Цели программы

1.                  Снижение простудной заболеваемости

2.                  Профилактика нарушений осанки и  плоскостопия

Задачи программы:

Оздоровительные задачи

1.  Совершенствовать  функции и закаливание организма детей.

2.  Повышать степень устойчивости организма к воздействию               неблагоприятных  факторов окружающей среды.

3.    Формировать  опорно-двигательный аппарат и правильную осанку.

Образовательные задачи

1.  Формировать представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.

2.  Увеличивать запасы двигательных навыков за счет разучива­ния спортивных упражнений и игр с элементами спорта.

3.  Овладевать элементами техники основных видов движений.

4.    Расширять знания детей о многообразии физических и спор­тивных упражнений.

Воспитательные задачи

1. Развивать у детей интерес к разным видам двигательной деятельности (учебной, игровой, трудовой и т. д.).

2.  Развивать у детей настойчивость и выдержку при достижении цели, стремление к качественному выполнению движения.

3.    Развивать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе совместной двигательной деятельности.

Продолжительность занятий

Занятия с группой детей проводятся один раз в неделю с начала сентября до конца мая.  На одно занятие  отводится в младшей и средней группах   15 – 20мин, старших 25 – 30 минут.

     Ожидаемые результаты

         Снижение уровня заболеваемости.

         Расширение знаний  детей о понятии “здоровье” и влияния образа  жизни на состояние здоровья.

         Умение использовать полученные знания для самооздоровления.

      Занятия в группе по укреплению здоровья мы уже не представляем без нестандартного оборудования. Это  разные дорожки следов для профилактики плоскостопия,  массажеры для  самомассажа стоп, цветные палочки, пробки, фломастеры, тренажер «мяч над головой» для тренировки мышц подошвенных разгибателей и  укрепления мускулатуры ног, тренажер «бусы» который укрепляет мышцы спины и помогает в профилактике и коррекции нарушения осанки,  где  развивается динамическая и статическая координация,  тактильные ощущения и мелкая моторика.

       Для дыхательных упражнений я использую цветные салфетки (упр-е «Кто выше»), платочки (упр-е «Ветерок»), простейший тренажер для дыхания «облачко на нитке»(вата привязывается к нитке – учим детей выполнять правильный вдох через нос и выдох через рот), «цветной калейдоскоп». Помогают в работе кружка и простейшие тренажеры: «Бегущий по волнам», «Беговая дорожка», «Растяжение», «Силовой», «Гребля», «Степ», «Велотренажер», диски «Здоровья».приложение фото

        В оценке эффективности проведенных физкультурно-оздоровительных мероприятий основным критерием является динамика уровня заболеваемости.

    Для оценки эффективности оздоровления дети подразделяются на 3 группы:

I группа – ребенок перешел из группы часто болеющих детей в группу эпизодически болеющих или не болеющих (выздоровление);

II группа – ребенок перенес на 2 и более заболевания меньше, чем до оздоровления, но по количеству перенесенных заболеваний остался в группе часто болеющих детей (улучшение);

III – группа уровень заболеваемости ребенка до и в период оздоровления одинаков (без перемен);

  2010год

III  группа – 20детей

2011г. конец учебного года

I группа – 1ребенок

II  группа – 9детей

III  группа – 11детей

2012год

I группа – 3детей

II  группа – 8детей

III группа – 9ребенка

2013г.

I группа – 8

II группа – 7

III группа – 5

Результативность своей работы вижу в том, что у детей посещающих группу по укреплению здоровья в течение  двух лет снизилась заболеваемость.

 Количество случаев заболеваний у детей этой группы составило

2010-2011г. –  61 

2011-2012г.– 44

2012-2013г. – 29