Конспект НОД по эксперементально-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Песочная радуга»

Автор: Нищеглодова Наталья Николаевна

Конспект НОД

по эксперементально-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Песочная радуга»

МБДОУ №28 «Сказка» г.Новошахтинск, воспитатель Нищеглодова Наталья Николаевна

 

Предшествующая работа:

– беседа о правилах поведения при проведении опытов;

– работа с энциклопедиями;

– чтение произведений Н.А.Рыжова «Не просто сказки», О.В Дыбина «Неизведанное рядом».

Материал:

– Демонстрационный воздушный шар- стилизованный под профессора, корзинка, коробочка с песком, рисунки по теме: «Песок в природе», « Песок в деятельности человека»;

-Схематическое изображение мокрого и сухого песка;

-Ракушки;

– Камни

-Раздаточные контейнеры с песком;

-Лупы, краски, рисунки на плотной бумаге, клеевые карандаши, одноразовые тарелки, вода, влажные салфетки.

Цель: Создание условий для развития познавательно –исследовательских интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.

Задачи:

Образовательные:

– систематизировать знания детей о песке и его свойствах;

– формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это сделать?, Что я знаю?Что сделано?);

Развивающие:

– развивать память, логическое мышление, внимание,  речь и мелкую моторику;

-развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к природе;

– воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

Методы и приемы:

– беседа;

-наблюдение;

-создание проблемной ситуации;

-экспериментально-опытный;

-совместная деятельность с детьми.

 

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель:

 

А теперь глаза закрываем и представляем ,

Здесь и сейчас себя представляем

Что было вчера мы забываем

Что будет потом, мы не знаем

Думаем только о том, что сейчас

Хороший, красивый каждый из вас

Вы-самое лучшее, что есть на свете

Глаза открываем, здравствуйте дети.

Сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь. Вы наверно заметили, что один из гостей необычный.(обращает внимание на воздушный шарик, гелевый шарик- стилизованный под человеческое лицо, привязанный к корзине)

Это знаменитый профессор Всезнайка. Он летает по всему миру и узнает много интересных вещей. И наверно, неспроста появился у нас.

Посмотри-ка, какое у него дело к нам.

Достает из корзины коробочку. Попробуем угадать, что там находится.(понюхать, встряхнуть, если отгадаем загадку, она откроется и мы узнаем что там находится)

Из камней он появился

Зернами на свет явился

Желтый, красный, белый

Или светло- серый

То морской он, то речной
Отгадайте кто такой?

Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали, откроем коробочку. Правильно, это песок. Но посмотрите, здесь еще какое-то письмо. Хотите узнать что там написано? ( «Дорогие друзья профессор Всезнайка  рад вас приветствовать. Я знаю, что песок это, с чем вы играете в д/саду и во дворе в теплое время года. Однажды по телевизору я видел картины из цветного песка. Они были красивыми и мне очень понравились. До этого я видел только желтый песок. Мне очень интересно, откуда берется цветной песоки смогу ли я сам сделать егоцветным»)

– Ребята, что будем делать? Надо профессору помочь. Где можно провести эти исследования?

 Дети: -В лаборатории.

Воспитатель: -Вам предстоит пройти немалый путь, времени мало! До лаборатории нам поможет добраться наш профессор. (Преодолевают препятствия) Ну вот,  наконец  мы добрались до лаборатории. Прежде чем мы начнем работать, вспомним правила работы с песком. Какие вы знаете?

Дети: Нельзя кидать в лицо, обсыпаться, брать в рот, и всегда мыть руки после песка или вытирать руки влажной салфеткой.

Воспитатель: – Хорошо правила вы знаете, теперь можем приступить к работе.

Сначала мы изучим песок и объясним профессору,как можно покрасить песок.

Как вы думаете, откуда берется песок?

Дети: Песок появляется  в результате разрушения камней или  морских ракушек. (Показ камней и ракушек)

Воспитатель: – Где в природе можно много увидеть песка?

Дети: В пустыне, в горах, на берегу моря, реки.

Воспитатель: – Песок называют «полезным  ископаемым», а почему?

Дети: Песок появился много столетий назад и человек использует его в своей деятельности.

Воспитатель: – Для чего нужен песок?

Дети: Для игр, строительства, изготовления стекла и песочных часов.

Опыт 1

Воспитатель: – Я предлагаю взять стаканчик с песком и насыпать в тарелочку.

Легко ли он сыпется?

Дети : -Легко

Воспитатель: – Если песок сыпется, то он какой?

Дети: сыпучий, легкий, рассыпающийся.

Воспитатель: -Попробуйте взять его пальцами, щепотку. Легко ли его брать?

Дети: – нет.

Воспитатель: -Возьмите тарелочку с песком и потрусите, легко ли песок передвигается?

 

Дети: нет, потому что он рыхлый, сыпучий.

Воспитатель: -А как вы узнали, что песок рыхлый и сыпучий? (ответы детей)

Воспитатель: – А имеет ли песок запах? Цвет?

Дети: Нет

Опыт 2

Воспитатель: – А теперь возьмем вот такое приспособление. Кто знает как оно называется?

Дети: Лупа, увеличительное стекло, линза.

Воспитатель: – Почему его так называют?

Дети: Потому что оно увеличивает маленькие предметы, которые плохо разглядеть.

Воспитатель: – Возьмем лупу и рассмотрим,  из чего состоит песок?

Дети: Из зернышек, песчинок.

Воспитатель: – Как они выглядят?

Дети: Маленькие, кругленькие, белые, желтые, прозрачные.

Воспитатель: -Какой они расположены?

Дети: каждая песчинка лежит отдельно и не прилипает к другой, потому что между ними воздух.

Воспитатель:  – Мы сказали что песок сыпучий. Можно ли из сухого песка что-нибудь слепить?

Дети: Нет, он не держит форму

Воспитатель: – Какой можно сделать вывод о свойстве песка?

Дети: Он сыпучий, без запаха, если подуть песчинки легко разлетаются

Опыт 3

Воспитатель: -А теперь в сухой песок нальем немного воды. Что стало с водой? Куда она делась?  Каким стал песок?

Дети: Песок пропускает воду и стал мокрым и темнее. Он стал тяжелее и из него можно лепить, строить. Песчинки слиплись друг с другом,  и если подуть он не разлетается.

Воспитатель: А теперь предлагаю отдохнуть . Вы песчинки. Поднимется ветер и вы будете летать легко-легко, высоко-высоко.  Пойдет дождь и вы станете тяжелыми , не сможете летать и склеитесь. Солнце выглянет, вы высохнете, станете легкими и снова сможете летать. (Игра повторяется 2-3 раза)

Воспитатель: Продолжаем.  Какого же цвета в природе встречается песок?

Дети: Белый, желтый, красный, серый. Зависит от какого цвета камня он появился.

Опыт 4

Воспитатель: Как же можно песок покрасить?

Дети:  Покрасить цветными мелками

Воспитатель  показывает опыт. Аккуратно разминает цветной мелок и смешивает его с песком. Перемешивает.

-Что стало с песком

Дети:  Он стал цветным.

Воспитатель: – А можно использовать краски гуашь. (Выполняют экспериментр)

– А теперь предлагаю в подарок профессору нарисовать песочные картины.

Дети берут готовые рисунки, обводят по контуру рисунок клеем карандаш, наносят цветной песок, стряхивают лишний песок.

 Дети показывают свои работы.

Воспитатель: – Благодаря какому свойству песка мы смогли  нарисовать картины? (сыпучесть)

– Как удалось сделать песок цветным?

 Профессор благодарит детей за интересные работы

Профессор: А я вам приготовил, тоже из песка вкусняшки. Раздает их детям

Воспитатель: -Из какого песка профессор сделал конфеты для вас?

 

Дети: Из сахарного.

Воспитатель: – Значит песок и вправду волшебный. Он бывает сахарным, из него можно строить, получать стекло.

– Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Закрыли все глаза… скажем дружно: «Раз, два, три в детский сад нас отнеси!»

– Ну вот мы и в детском саду. Теперь профессор будет знать, откуда берется цветной песок и что может его покрасить.

А профессору пора отправляться дальше.