РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРОВОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Автор: Гончарова Диана Константиновна
В данной работе представлен теоретический анализ развития математических способностей у детей дошкольного возраста, а так же, результаты опытно-педагогической работы.
При написании была поставлена цель:
Цель: теоретически обосновать и путем опытно-педагогической работы проверить эффективность игрового познавательного материала как средства развития математических способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2. Подобрать игровой познавательный материал по теме исследования.
3. Обобщить опытно — педагогическую работу по проверке гипотезы исследования.
Теоретико-методологической основой нашего исследования выступают труды отечественных педагогов и психологов А. В. Брушлинский А. В. Белошистая, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, З. И Калмыкова, Н. А. Менчинская, А. Н. Колмогоров, Ю. М. Колягин, В. А. Крутецкий, Д. Пойа, Б. М. Теплов, А.Я. Хинчин, занимавшихся проблемой математических способностей отмечают, прежде всего, специфические особенности психики математически способного ребёнка. Так же, определяют математические способности как способности ясного осознания внутренней связи математических отношений и способность точно мыслить математическими понятиями, которые проявляются довольно рано и требуют непрерывного упражнения.
К математическим способностям относятся особенности сенсорики, моторики и умственной деятельности. В дошкольном возрасте формируются предпосылки к развитию данных способностей.
Существует определенная зависимость между способностями, знаниями и умениями: для усвоения знаний необходимы соответствующие способности, а формирование способностей предполагает наличие определенных знаний и умений.
Непременным условием развития детских математических способностей является обогащениепознавательного материала. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, познавательный математический материал. Основная цель использования такого материала — формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Материал направлен на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми.
Познавательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, которые обеспечивают развитие математических способностей у детей это: логические блоки Дьенеша (Ильясова, К. К.), палочки Кюизенера (Комарова, Л. Д.), игры Воскобовича (Воскобович В.), Колумбово яйцо, Танграм, Уголки для всех, Волшебный круг, Монгольская игра, кубики по Никитину, игра-головоломка Пифагор, дроби, шахматы, счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки, загадки-шутки, головоломки, математические сказки и т.д.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. В самом начале занятия в старшей и подготовительной к школе группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве \»умственной гимнастики\».
Во вне учебное время математические игры наряду с другими воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом воспитанников, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
Дошкольники с большим желанием откликаются на предложения участвовать в играх с математическим содержанием. На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми — таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-педагогический работы, проведенной на базе МАДОУ «Детский сад №207» по развитию математических способностей у детей дошкольного возраста. Прослежена динамика изменения уровня развития математических способностей. В процессе проведенного исследования, на констатирующем этапе уровень математических способностей был снижен (2, 3 уровень), когда уже на контрольном этапе уровень значительно повысился (1, 2 уровень). Анализ результатов до и после формирующего этапа, свидетельствует об эффективности использования игрового познавательного материала в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены. Целесообразность применения игрового познавательного материала в развития у детей дошкольного возраста математических способностей.

математические способности.doc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *