конспект урока

Автор: Кудымова Елена Васильевна
Тема: «Обобщение знаний о падежах имен существительных».
Цели урока:
образовательная: закреплять умение определять падеж по вопросам и падежным окончаниям;
развивающая: развивать связную речь (обогащение словарного запаса через работу над словарным словом), аналитико-синтетическое мышление (через определение падежа имени существительного по вопросу и окончанию,
1. Организационный момент.
– Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые.
–На уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения — это доброжелательная улыбка.
2. Словарная работа
Отгадайте, о чём я говорю. Отгадки запишите, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Красный, вкусный, хоть не сладкий.
Зреет на обычной грядке,
Но, как в сказке, с давних пор
Все зовут его «Синьор!» (помидор)

Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри. ( арбуз)
Мороз и вьюга,
И снег на дворе
К нам в гости
Приходит зима в ( декабре)
Какой месяц год замыкает, а зиму начинает? ( декабрь)
Цифра тонкая, как спица.
Очень стройная она,
Всем и каждому видна ( единица )
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький
Будущего лета. ( жёлудь)
– Какие это слова? ( словарные, их написание нужно запомнить)
– Какой частью речи они являются? Докажите.( что? Неодушевленные)
– Соедините первые буквы слов по порядку. Какое слово получилось?
– О чем будем говорить на уроке? (о падежах имен существительных)
3. Актуализация знаний.
– Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим знания о падежах имени существительного.
Сколько падежей в русском языке?
– Как правильно определить падеж?
Молодцы, хорошо справились с заданием.
4. Обобщение знаний
– Просклоняйте слова арбуз, яблоко (выполняют работу по вариантам, проводится взаимопроверка)
– А сейчас, внимание, опять задание.
В падежах показать знания.
– Проверьте, есть ли ошибки в определении падежей имен существительных.
Докажите.
Опадают на зиму В.п.
Отходят от кустиков Р.п.
Мечтали о лете Т.п. ( П.п.)
Приступают к уборке Д.п.
Прошла утром П.п. (Т.п.)
Спелая ягодка В.п. (И.п.)
Отправилась в лес И.п. (В.п.)
Проверка
– Работа в парах.
На листочках записаны словосочетания без предлогов. Вставьте подходящий по смыслу предлог, укажите падеж существительного.
Вбежала …. двор В.п.
Вышли …. полянку В.п.
Расскажут….лесе П.п.
Букет…листьев Р.п.
Побежали ….радостью Т.п.
Ползет ….норке Д.п.
Проверка.
– Как определить падеж имени существительного?

5. Физкультминутка
6. Задание: Запишите предложения. Определите падеж выделенных имен существительных.
Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Осел туман на листьях и ветках березки. Желтые мазки показались на рябине. На опушке остановилось оленье стадо. К норке прошмыгнула мышь. От речки полетел ветер.
Проверка по эталону, оцените себя
7. Итог урока.
– Что повторяли сегодня на уроке?
– Сколько падежей в русском языке?
– Что на уроке понравилось?
– Что вызвало трудности?
– За что можете похвалить себя?

Тема2.docx