Историко-педагогический анализ развития кураторства в России

Автор: Михеева Наталья Сергеевна
В условиях модернизации системы среднего профессионального образования актуальной проблематикой научно-педагогического сообщества становится усиление системы воспитания и активизация роли куратора. Современный рынок труда предъявляет выпускникам среднего профессионального образования повышенные требования не только к профессиональным компетенциям, но и к уровню сформированности общих компетенции. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, студенты любого профиля должны обладать навыками коллективной / командной работы, организаторской деятельности, владеть коммуникативными компетенциями, заниматься саморазвитием и самообразованием. Первым шагом на пути к формированию института кураторства стала идея А.Н. Деревицкого сформировать систему патроната над студентами по аналогии с английским тьюторством. Необходимость в людях, которые выполняли бы функции помощников, оказывающих содействие студентам на протяжении студенческой жизни, стала причиной появления инструкции для кураторов Томского технологического института (Николай II, 1903 год). С этого времени куратор становится участником образовательного и воспитательного процесса. Основная роль куратора заключалась в обеспечении благоприятной и комфортной образовательной среды, в повышении уровня взаимопонимания между преподавателями и студентами. Только в 60-80-ые гг. XX века система подготовки кураторов к воспитательной работе стала центральной темой для изучения многими учеными. Например, в исследованиях Т.М. Курыленко и Л.А. Быкова рассматриваются вопросы содержательной и организационной работы кураторов; А.М. Зарукина и Н.Ф. Коваленко поднимают вопрос о роли куратора в подготовке будущих преподавателей; Л.А. Лытнева изучает его влияние на профессиональную направленность у студентов.
В 1990-ые годы произошло изменение вектора воспитательной деятельности: с коммунистических идеалов на практическую деятельность образования (ликвидация института кураторства в связи с появлением новых коммунистических органов – студенческих комитетов, старостата и др.). Возращение кураторства в образовательные учреждения произошло в начале XXI века. На сегодняшний день куратор выполняет различные воспитательные задачи: создает благоприятный морально-психологический климат для студентов, способствует самовоспитанию и саморазвитию личности будущих специалистов.

Статья_Михеева.docx

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *