«Инновационная деятельность педагога в рамках реализации ФГОС»

Автор: Себедб Елена Владимировна

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении
и воспитании по дисциплинам «Русский язык» и «Литература»

\»Человек есть мера всех вещей.\» Протагор
Думаю, что нельзя не согласиться с древним философом Протагором в том, что человек – высшая ценность на земле.
На современном этапе личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании – одна из актуальных педагогических технологий. Убеждена, что назначение личностно-ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала через вовлечение в различные виды деятельности.
Важной теоретической проблемой учебного занятия является проектирование и достижение его конечного результата в аспекте личностного развития студентов.
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической психологии и педагогики. В центре внимания — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Цель личностно-ориентированного обучения и воспитания студентов – ориентация на свойства личности, её формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.
Назначение личностно – ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению личности человека.
Личностно–ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Развиваясь как личность, студент формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других людей. Такая позиция возникает тогда, когда педагог умеет создать условия, в которых проявляется потребность и готовность студента к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию.
О каких условиях следует вести речь? О тех, в которые попадает студент в процессе образовательной (учебной) деятельности.
Изменения содержания и организации образовательного процесса должны быть ориентированы, прежде всего, на личностное развитие студентов.
Образовательный процесс в рамках личностно-ориентированного подхода должен быть, прежде всего, нацелен на формирование, расширение, развитие устремлений студентов.
Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает следующую модель взаимодействия всех участников образовательного процесса:
•Цель общения: обеспечить ученику чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности — базис личностной культуры; развивать его индивидуальность.
•Тактика общения: понимание, признание и принятие личности студента.
•Способы общения: сотрудничество, создание ситуаций, требующих от студентов проявления активности, самостоятельности.
Позиция педагога в общении: взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества, отрицание манипулятивного подхода к ребятам, ориентация на интересы студента и перспективы его развития.
Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия преподавателя со студентами предполагает опору на так называемое правило трех «П»: понимание, принятие, признание.
Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает приоритет самоценности, самобытности студента, как активного носителя субъективного опыта. Раскрытие индивидуальности студента, оказание ему помощи в самореализации.
Использование личностно-ориентированного подхода в обучении по дисциплинам «Русский язык» и «Литература» позволяет наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого студента.
Ведущей и общей формой обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности преподавателя является урок. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех усилий педагога. Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, всё самое важное и самое главное для студента совершается на уроке. У каждого преподавателя есть свои приемы, методы и своя манера вести уроки. Одним из важных принципов преподавания данной дисциплины является личная заинтересованность студентов в изучаемой теме.
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании позволяет выработать теоретические и практические представления о методах преподавания и иметь в своем распоряжении целый арсенал тактических приемов обучения, таких как: диалог, синквейн, создание ситуации выбора и успеха, метод дискуссии, метод развития творческого самочувствия и самовыражения, метод активного чтения, игровые методы, метод обучения в команде.

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении.doc