Коммуникативная культура на уроках и внеурочных занятиях по математике

Автор: Федорова Вера Петровна

 

 «Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения»

 

А. Сент-Экзюпери

 

        Во все времена, тем более сегодня, перед школой поставлена задача  воспитание личности, способной взаимодействовать с другими людьми. Математика  имеет огромную возможность развивать и раскрывать коммуникативные способности учащихся через различные направления урочной и внеурочной деятельности.

 

      В литературе несколько определений коммуникативная культуры, самое короткое  – это управление общением. Культура несёт много функций. Одна из функций культуры знаковая. Данная функция, как нельзя лучше, реализуется на уроках, внеурочных занятиях по математике. Ведь математика и есть система знаков. В современном мире система знаков – основа цивилизации.

 

      Новизна и практическая значимость данной темы заключается в определении комплекса условий, позволяющих сформировать у учащихся некоторые формы  коммуникативной деятельности; в разработке коммуникативных ситуаций на уроках и внеурочной деятельности; что поможет учащимся  в подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.В перспективе, приобретённые навыки коммуникативной деятельности позволят молодому человеку самореализоваться в жизни – добиться успеха в профессиональной сфере, завести друзей, создать семью, раскрыть свой творческий потенциал. Обладая данным качеством, он, напротив, сможет успешно адаптироваться к социальной реальности: коммуникативные действия помогут ему присваивать новый социальный опыт, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

 

Поэтому перед каждым учителем, в том числе и учителем математики, ставится задача  формирования у учащихся коммуникативных УУД.

 

       Актуальность данной темы: перед современной общеобразовательной школой сегодня стоят новые задачи: согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта школа должна сформировать у учащихся совокупность «универсальных учебных действий» (УУД), в число которых входят и коммуникативные

 

универсальные учебные действия.

 

       Обоснованность выдвигаемых педагогических подходов:

 

        Выделяют четыре вида коммуникации:

 

1.Умение оформить свои мысли устно без искажений, компактно;

 

2. Умение оформить свои мысли письменно;

 

3.Умение слушать, вникать в суть услышанного и ставить вопрос к услышанному;

 

4.Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием).

 

      Устные упражнения, с одной стороны, способствуют систематизации знаний и осознанию целесообразности работы над данными понятиями, а с другой – активизируют и делают осмысленным сам процесс учебных действий. Ученик выступает здесь субъектом учебно-познавательной деятельности, причем деятельность связана с созданием субъектом новых для него знаний в  качестве ориентировочной основы для последующей разработки способов действий. Деятельности в устных упражнениях присущи черты исследования и творчества.

 

      Таким образом, выполнение устных упражнений является одним из способов формирования коммуникативных УУД, а в качестве способа формирования служит деятельностный подход: устное решение заданий, с подробным объяснением, устное рецензирование ответов домашнего задания учениками, устные тестовые конструкции ответов.    Умение составлять математическую модель, а затем работа с этой моделью – одна из важнейших задач, всё это оформляется письменно. Грамотная устная и письменная математическая речь – это отражение степени понимания учебного материала.

 

    Устная и письменная речь взаимосвязаны: для письменного изложения мысли необходимо устно прокомментировать своё видение ответа. Формированию коммуникативной культуры позволяют следующие формы работы: работа в парах, группах. Группа получает задания, решения сдаются  устно. Если группа считает, что готова сдать задание, то к ним подходит учитель или консультант, который называет представителя группы, который будет устно презентовать решение группы. То есть, решение задач докладывает не обязательно тот, кто его получил, но может и  тот, на кого укажет учитель. Если решение кем-нибудь получено, он должен суметь объяснить его всем членам своей группы. Отвечающего также имеет право назначить группа или лидер группы. Таким образом, формируется умение слушать, вникать в суть сказанного и ставить вопрос к услышанному, предлагать аргументировано своё решение. Такая форма более уместна на внеклассных занятиях: элективных, факультативах.

 

      Формированию коммуникационной  культуры  могут служить: подготовка, а затем устное изложение небольших докладов на уроке ( например, исторические факты по изучаемой теме или другие) , публичные выступления на научно-практических конференциях различного уровня (письменная и устная речь ). В ходе подготовки доклада, образовательного, исследовательского проекта ученик самостоятельно изучает литературу, учится читать с пониманием. В процессе публичного представления результатов своей работы учащиеся овладевают основами риторики, учатся выступать с устным сообщением, овладевают видами речевой деятельности. При этом они могут выступить в роли докладчика, оратора.

 

      Для успешного выступления и докладчик, и оппонент должны знать основы

 

риторики, уметь устно вести диалог, уметь осознанно воспринимать и обрабатывать информацию. Необходимо обладать способностью слышать и слушать, уметь искать и находить компромиссы, уважать мнение другого.

 

     Практическая значимость: математическая речь не должна содержать слова, не содержащие смысловой нагрузки. Лишние слова возможны для оказания эмоционального воздействия на собеседника, с целью выяснения связей с практическими задачами или с другими смежными предметами: физикой, информатикой и другими.

 

     Математика изучает математические модели. Математическая модель – это то, что остается от реального процесса, если отвлечься от его материальной сути. Формулы в математике – не цель, а средство приобщения к математическому языку, средство выявления его особенностей и достоинств.

 

     Математические модели описываются математическим языком. Изучая математику, мы общаемся на специальном языке «природы». Математический  язык, основная функция которого – организующая: таблицы, схемы, графики, алгоритмы, правила вывода, способы логически правильных рассуждений. В настоящее время, время компьютерных технологий, цифровой экономики, айфонов, смартфонов, без этих навыков, практически, невозможно спланировать и организовать свою практическую деятельность. Всему этому способствует коммуникативная УУД, которую формирует коммуникативная культура.

 

     Вывод: коммуникативная деятельность, как черта характера, развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям. рефлексия.