Использование интерактивных плакатов на уроках в начальной школе

Автор: Красавцева Ольга Анатольевна

«Использование интерактивных плакатов на уроках 

в начальной школе»

 

О.А. Красавцева 

учитель начальных классов 

МБОУ «Средняя школа № 1 г. Грязовца»

 

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как информационные технологии. Каждый день появляются все новые и новые способы их использования. Не обошла эта тенденция и сферу образования, позволив использовать в процессе обучения более наглядные, содержательные и эффективные материалы. Одним из наиболее интересных новшеств стал интерактивный плакат. В интернете можно найти  интерактивные плакаты в разных вариантах исполнения, причем каждый разработчик подразумевает под этим понятием что-то свое: кто-то презентацию, кто-то целый учебный курс с блоком контроля и т.д. Итак, что такое интерактивный плакат, для чего он нужен и какие виды плакатов бывают.

 

Плакат – это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т.п. Важно то, что плакат по своей сути – это средство предоставления информации, то есть основная его функция – демонстрация материала. Под интерактивностью понимается способность информационно-коммуникационной системы активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Таким образом, интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Что из этого следует? Как минимум то, что интерактивный плакат не может представлять собой статичную иллюстрацию либо набор мультимедиа компонентов – он должен обеспечивать взаимодействие контента (содержания плаката) с пользователем.  Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового, цифрового ввода и т.д.

В процессе обучения  интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов:

ü за счет использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний;

ü за счет использования различных мультимедийных объектов добиться максимальной наглядности информации.

 

 

Виды  интерактивных плакатов

 Интерактивные плакаты можно классифицировать по форме и по содержанию. В зависимости от объема материала выбирают одно- или много-уровневую схему построения интерактивного плаката. Одноуровневый плакат, как правило, представляет собой рабочую область и набор различных интерактивных элементов (ИЭ). Содержание рабочей области изменяется в зависимости от состояния интерактивных элементов (нажатий кнопок, содержания полей ввода текста и т.д.).

Несколько больший интерес представляют многоуровневые плакаты. Такой плакат состоит из нескольких слайдов. Первый слайд, как правило, является основным. На нем размещается тема, опорные понятия, графические элементы. Важно не перегружать основной слайд информацией, так как это усложняет ее восприятие и ученикам будет нелегко сориентироваться в представленном материале. На первом слайде также возможно размещение графических форм с поясняющим текстом, которые изначально не видны на плакате и появляются при совершении определенного действия, например, при наведении курсора на какой-либо объект или щелчке мышью. Естественно, нельзя забывать о том, что данные элементы должны сворачиваться, чтобы не перекрывать доступ к другим элементам основного слайда. 

При необходимости создаются дополнительные слайды (второго уровня), переходы к которым будут осуществляться с первого слайда. На данных слайдах возможно добавление текстовых блоков, таблиц, поясняющих рисунков, видеофайлов, анимации и т.п. Таким образом осуществляется более подробное раскрытие тех или иных понятий, которые можно увидеть на первом слайде. Для удобного перехода к основному слайду или переключению между слайдами второго уровня необходимо добавление управляющих элементов (кнопок). 

При необходимости может быть создана еще одна серия слайдов (третьего уровня), но в таком случае необходимо тщательно продумать структуру плаката, чтобы избежать нелогичности и перегруженности материалом. 

 Особенности интерактивных плакатов:

высокая интерактивностьдиалог между учителем и учеником посредством данной программы (это ещё один новый метод работы на уроке);

простота в использованииинтерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;

богатый визуальный материаляркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;

учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет учителю конструировать уроки в соответствии с конкретными задачами.

Тема плаката должна соответствовать календарно-тематическому планированию, а также обязательно типу урока.  Главное условие чтобы все эти составляющие были объединены (это может быть одна тема, один раздел и т.д.).

      Интерактивный       плакат      может      быть           реализован средствами Power Point, OpenOffice.org. или   Glogster, ThingLink

 

Применение интерактивного плаката на учебных занятиях имеет ряд преимуществ: 

ü повышается интерес учащихся к обучению, т.к. информация с экрана воспринимается учениками лучше;

ü обучающий эффект усиливается, т.к. я могу использовать различные мультимедийные элементы: анимацию, видео, карты, звук; более рационально организована работа учителя;  эстетика и структура урока изменяется.

Но есть и ряд отрицательных моментов: 

ü готовые интерактивные плакаты не всегда удобны в применении конкретным педагогом;

ü изготовление интерактивного плаката самостоятельно очень затратно по времени, которого, увы, всегда не хватает;

ü не все школы имеют достаточную материально-техническую базу для создания и применения такого ресурса, как интерактивный плакат.

      Можно с уверенностью сказать, что использование интерактивных плакатов повышает интерес школьников к предмету, активизирует процесс познания, что, в конечном итоге, и является целью работы любого учителя. 

Закончить выступление хотелось бы  высказыванием Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».