Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Автор: Карасева Татьяна Ивановна

   Применение ИКТ на уроках  является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не  только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Внедряя информационные технологии в преподавание  предмета биология, реализуются  следующие цели и задачи:

   1.Развитие личности учащегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

 -развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

 -развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

 -формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).                                    

2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  -подготовка учащихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

 3.Мотивация учебно-воспитательного процесса:

   – повышение качества и эффективности процесса обучения за счет      реализации возможностей информационных технологий;

   -выявление и использование стимулов активизации познавательной     деятельности.

В изучении школьного курса  биологии   выделяются несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

 – наглядное представление объектов и явлений микромира;

 -изучение биохимических процессов;

 -изучение природных процессов и явлений

 -моделирование биологического эксперимента; 

 -система тестового контроля

 -подготовка к ЕГЭ.

Широкое использование анимации, биологического  моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.Спектр использования компьютера на уроке широк и разнообразен.

    При подготовке и проведении уроков биологии  на различных ступенях обучения возможно использование следующих форм  ИКТ:

1.Готовые электронные продукты, которые  позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика,  позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны  биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. 

2.Мультимедийные презентации, использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. 

3.Ресурсы сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.                                                      

Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

-целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

-видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

  Работа с мультимедийными  пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышают мотивацию учения.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока

– как способ создания проблемной ситуации,

– как способ объяснения нового материала,

 -как форма закрепления изученного,

– как форма проверки домашнего задания,

– как способ проверки знаний в процессе урока.

Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

– способствует повышению познавательного интереса к предмету;                                              

– содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

– позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

– формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;                                               

– способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

 

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.             

  Повышения  мотивации к изучению предмета биологии  можно реализовать продолжая работать над следующими проблемами:

-Развивать навыки применения компьютерных технологий в работе    в условиях модернизации современной школы.

-Расширять арсенал  форм, методов, приёмов работы на уроках биологии.

-Повышать уровень познавательной мотивации к урокам биологии, а значит, повышать качество знаний.

-Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.

– Работать с электронными версиями мультимедиа учебников.

-Работать над   проектами, выполняя их как слайд – презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.

Такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Переход к ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.

                              

Список литературы:

  1. Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр “Школьная книга”, 2003.
  2. Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» – М. 2000.

     3.www.rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html  · 33 КБ Мотивация учебной деятельности и её формирование

4.www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm· 37КБ Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ.