“Интеграция учебной и внеурочной деятельности по английскому языку как условие выявления и развития творческого потенциала обучающихся.”

Автор: Ларионова Светлана Александровна

         Школа является  не только институтом образования, но и воспитания, где детей учат развивать культуру  творческой активности.

Как известно, каждый ребенок талантлив по-своему, одарен способностями от природы. Одаренность – это особая форма проявления творческой природы ребенка. Для реализации таланта и одаренности необходимы не только природные задатки,  но и определенные, соответствующие  условия среды. Основной задачей современного образования является создание образовательной среды творческого  типа, которое может  помочь в развитии  способностей  каждого ребенка. Созданию атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности  учащихся  способствуют  различные виды внеклассной работы по иностранным языкам. Внеклассные занятия не являются обязательными, в них могут принимать  участие все желающие.

Внеклассная деятельность не только углубляет и расширяет знания по иностранному языку, но и способствует расширению культурологического кругозора учащихся, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Целью своей работы считаю: найти, выявить, развить и преумножить способности и таланты учащихся не только на уроках, но и  во внеклассных мероприятиях, формировать и развивать творческую личность. Подход к работе я осуществляю через реализацию учебной программы и организацию творческого познавательного процесса  на каждом уроке и в активном участии учащихся во внеурочной деятельности. Внеклассные мероприятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладение дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием доступных и интересных методов.

        Задачи внеурочной деятельности:

·        своевременно выявлять активных и способных учащихся  и  вовлекать их во внеурочные мероприятия;

·        научить учащихся применять и развивать свои способности не только в учебной, но и во внеурочной деятельности;

·        формировать навыки самостоятельной активной творческой деятельности учащихся и потребность в постоянном саморазвитии;

·        поддерживать учащихся  в их желании к творческому росту, самореализации и самоопределению и поощрять их инициативу.

         Управлять  воспитательным  процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации.

 Основой интеграции учебной и внеурочной деятельности считаю:

          приобретение навыков и умений осуществлять поиск при решении коммуникативных задач

         побуждение учащихся к высказыванию мыслей на английском языке вне урока

         мотивация учащихся к  внесению своего индивидуального вклада в общий творческий процесс

         обмен знаниями, идеями, способами деятельности, приобретенными на уроках и  в неформальной обстановке 

         проявление собственной индивидуальности в любой жизненной ситуации

Принципы интеграции учебной и внеурочной деятельности

         взаимное общение с целью организации творческой деятельности на уроках и во внеурочное время, одинаково интересной для всех участников

         совместная деятельность, характеризующаяся следующими  моделями:  T /Gr ,T / P, P /Gr

         трансформация роли «учитель» в «координатор»

         переход традиционного стиля общения к демократическому

         сознательное и критическое осмысление деятельности, качества и результатов, как со стороны преподавателя, так и обучающихся

  При организации и проведении внеклассных мероприятий  от меня, как от учителя, требуется умелое и  тонкое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов. Организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должна  быть определяющей.

        В своей работе часто использую современные образовательные технологии, соответствующие задачам развития творческой личности:

·        технологию развития  познавательной деятельности;

·        технологию творческой деятельности;

·        технологию организации самостоятельной работы;

·        компьютерные технологии при создании мультимедийных презентаций.

           Внеклассные занятия иностранным языком основываются на владении навыками и умениями, приобретенными на уроках, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались этими навыками и умениями на практике и одновременно совершенствовали и развивали их в соответствии с условиями и особенностями внеурочной деятельности. Таким образом, внеклассная работа оказывает положительное воздействие на учебную деятельность учащихся.  Несмотря на то, что цели и задачи учебной и внеклассной работы практически совпадают, в содержании, организации и формах проведения внеклассной деятельности есть различия.

        Опыт показывает, что поставленные задачи успешно решаются при органическом сочетании учебной и внеурочной деятельности с целенаправленным воздействием на учащегося. Органическая связь урочной и внеурочной  работы может быть двусторонней.

          В нашей школе внеурочной деятельности уделяется много внимания, как со стороны учителей, так и при постоянной поддержке администрации школы. На протяжении нескольких лет мы с учащимися  проводим разные мероприятия на английском языке, например, видео-путешествие «Рождество в разных странах», «Мир Уолта Диснея» для младших классов, «All You Need Is Love», «Love Is,,,», «Все звезды в гости к нам», «Different Styles of Music», «От рок-н-ролла до хип хопа», «Вечер английской и американской поэзии», «The Hits Forever» для старшеклассников. Все мероприятия приурочены к знаменательным датам,  праздникам и проводятся с учетом интересов и пожеланий учащихся. Учащиеся принимают активное участие во всех мероприятиях и часто становятся со-сценаристами, со-ведущими и со-режиссерами, а учитель выступает  в роли координатора и организатора. Как правило, все  ребята, принимающие активное участие в мероприятиях, проявляют себя во всех сферах деятельности: учебной и внеурочной, выступают на олимпиадах и показывают хорошие результаты. Содержание и форма внеклассного мероприятия всегда соответствуют запланированной цели и поставленным задачам: оно имеет познавательную ценность, способствует повышению мотивации учащихся  к предмету.  Внеурочная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями.

Важная роль  в этом процессе принадлежит учителю, именно его  пример и желание  дают  возможность вовлечь учащихся в интересное мероприятие.  Учителя всегда ждет награда: достойное выступление своих учащихся и удовлетворение своей работой.  Как результат, в этом году мы с ребятами 10 класса решили  принять участие в дистанционном конкурсе «Time to sing», который проводило сообщество « Английский язык в школе» и стали победителями.

Я уверена, что в результате использования интегративного подхода к организации учебной и внеурочной деятельности у учителя появится возможность работать с детьми, которые  активно и заинтересованно познают мир, осознают ценность труда и творчества, умеют учиться, способные применять знания на практике.