“Интеграция учебной и внеурочной деятельности по английскому языку как условие выявления и развития творческого потенциала обучающихся.”

Автор: Ларионова Светлана Александровна

         Школа является  не только институтом образования, но и
воспитания, где детей учат развивать культуру 
творческой активности.

Как
известно, каждый ребенок талантлив по-своему, одарен способностями от природы.
Одаренность – это особая форма проявления творческой природы ребенка. Для
реализации таланта и одаренности необходимы не только природные задатки,  но и определенные, соответствующие  условия среды. Основной задачей современного
образования является создание образовательной среды творческого  типа, которое может  помочь в развитии  способностей 
каждого ребенка. Созданию атмосферы творческого вдохновения,
самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности  учащихся 
способствуют  различные виды
внеклассной работы по иностранным языкам. Внеклассные занятия не являются
обязательными, в них могут принимать 
участие все желающие.

Внеклассная
деятельность не только углубляет и расширяет знания по иностранному языку, но и
способствует расширению культурологического кругозора учащихся, развитию их
творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию
к изучению языка и культуры другой страны.

Целью своей работы считаю: найти, выявить,
развить и преумножить способности и таланты учащихся не только на уроках, но
и  во внеклассных мероприятиях,
формировать и развивать творческую личность. Подход к работе я осуществляю
через реализацию учебной программы и организацию творческого познавательного
процесса  на каждом уроке и в активном
участии учащихся во внеурочной деятельности. Внеклассные мероприятия имеют
огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладение
дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием доступных и
интересных методов.

        Задачи
внеурочной деятельности
:

·       
своевременно выявлять активных и
способных учащихся  и  вовлекать их во внеурочные мероприятия;

·       
научить учащихся применять и развивать
свои способности не только в учебной, но и во внеурочной деятельности;

·       
формировать навыки самостоятельной
активной творческой деятельности учащихся и потребность в постоянном
саморазвитии;

·       
поддерживать учащихся  в их желании к творческому росту,
самореализации и самоопределению и поощрять их инициативу.

         Управлять
 воспитательным  процессом – значит не только развивать и
совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать нежелательные
социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него
потребность в постоянном саморазвитии, самореализации.

 Основой интеграции учебной и внеурочной
деятельности считаю:

        
 приобретение навыков и умений осуществлять
поиск при решении коммуникативных задач

        
побуждение
учащихся к высказыванию мыслей на английском языке вне урока

        
мотивация
учащихся к  внесению своего
индивидуального вклада в общий творческий процесс

        
обмен знаниями,
идеями, способами деятельности, приобретенными на уроках и  в неформальной обстановке 

        
проявление
собственной индивидуальности в любой жизненной ситуации

Принципы
интеграции учебной и внеурочной деятельности

        
взаимное общение с целью организации творческой деятельности на уроках
и во внеурочное время, одинаково интересной для всех участников

        
совместная деятельность, характеризующаяся следующими  моделями: 
T /Gr ,T / P, P /Gr

        
трансформация
роли «учитель» в «координатор»

        
переход традиционного стиля общения к демократическому

        
сознательное и критическое осмысление деятельности, качества и результатов,
как со стороны преподавателя, так и обучающихся

  При организации и проведении внеклассных
мероприятий  от меня, как от учителя,
требуется умелое и  тонкое наблюдение и
изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей,
их интересов. Организация проводится таким образом, что творчество и инициатива
учащихся должна  быть определяющей.

      
 В своей работе
часто использую современные образовательные технологии, соответствующие задачам развития творческой личности:

·       
технологию развития  познавательной деятельности;

·       
технологию творческой деятельности;

·       
технологию организации самостоятельной
работы;

·       
компьютерные технологии при создании
мультимедийных презентаций.

           Внеклассные занятия иностранным языком основываются на
владении навыками и умениями, приобретенными на уроках, поэтому важно, чтобы
учащиеся пользовались этими навыками и умениями на практике и одновременно
совершенствовали и развивали их в соответствии с условиями и особенностями
внеурочной деятельности. Таким образом, внеклассная работа оказывает
положительное воздействие на учебную деятельность учащихся.  Несмотря на то, что цели и задачи учебной и
внеклассной работы практически совпадают, в содержании, организации и формах
проведения внеклассной деятельности есть различия.

       
Опыт показывает, что поставленные задачи успешно решаются при
органическом сочетании учебной и внеурочной деятельности с целенаправленным
воздействием на учащегося. Органическая связь урочной и внеурочной  работы может быть двусторонней.

          В нашей школе внеурочной деятельности уделяется много
внимания, как со стороны учителей, так и при постоянной поддержке администрации
школы. На протяжении нескольких лет мы с учащимися  проводим разные мероприятия на английском языке,
например, видео-путешествие «Рождество в разных странах», «Мир Уолта Диснея»
для младших классов, «All You Need Is Love», «Love Is,,,», «Все звезды в гости к нам», «Different Styles of Music», «От рок-н-ролла до хип хопа», «Вечер
английской и американской поэзии», «The Hits Forever» для старшеклассников. Все
мероприятия приурочены к знаменательным датам,  праздникам и проводятся с учетом интересов и
пожеланий учащихся. Учащиеся принимают активное участие во всех мероприятиях и
часто становятся со-сценаристами, со-ведущими и со-режиссерами, а учитель
выступает  в роли координатора и
организатора. Как правило, все  ребята,
принимающие активное участие в мероприятиях, проявляют себя во всех сферах деятельности:
учебной и внеурочной, выступают на олимпиадах и показывают хорошие результаты.
Содержание и форма внеклассного мероприятия всегда соответствуют
запланированной цели и поставленным задачам: оно имеет познавательную ценность,
способствует повышению мотивации учащихся 
к предмету.  Внеурочная работа
объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и
увлечениями.

Важная
роль  в этом процессе принадлежит
учителю, именно его  пример и
желание  дают  возможность вовлечь учащихся в интересное
мероприятие.  Учителя всегда ждет награда:
достойное выступление своих учащихся и удовлетворение своей работой.  Как результат, в этом году мы с ребятами 10
класса решили  принять участие в
дистанционном конкурсе «Time
to
sing»,
который проводило сообщество « Английский язык в школе» и стали победителями.

Я уверена, что в
результате использования интегративного подхода к организации учебной и
внеурочной деятельности у учителя появится возможность работать с детьми,
которые  активно и заинтересованно
познают мир, осознают ценность труда и творчества, умеют учиться, способные
применять знания на практике.