Информационная образовательная среда в школе – важный компонент реализации ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Автор: Коровникова Галина Викторовна

«Информационная образовательная среда в школе – важный компонент реализации ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

С введением ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями предъявляются особые требования к условиям его реализации. Новые подходы к организации образовательного пространства требуют и нового взгляда на материально техническое обеспечение. Оно должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к организации пространства. Наряду со специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам должны присутствовать технические средства обучения, компьютерный инструментарий обучения, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью.

В новых условиях образовательное учреждение изменяет доктрину обучения: от «передачи знаний» к «формированию базовых учебных действий». Учитель – переходит из статуса «передатчика» знаний в «посредника» процесса формирования учебных действий и учащимися, наставника, создателя учебных ситуаций и учебной деятельности, иногда – сам становится обучающимся. Он управляет процессом обучения. Обучающийся из «пассивного слушателя» переходит в статус  «активного участника» собственного обучения, участвует в формировании собственных базовых учебных действий.
Процесс образования в специальном коррекционном образовательном учреждении требует перехода в новое информационное пространство и информатизации всех форм образовательной деятельности.
С изменением статуса каждого участника образовательного процесса изменяется требования к педагогическому потенциалу. Педагогический состав должен владеть современными техническими средствами обучения на основе информационных и коммуникационных технологий. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия педагога и обучаемого в современных системах открытого образования. Современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть активным участников информационно-образовательной среды учреждения и педагогических интернет сообществ.

При создании более эффективной модели образовательного учреждения в новых условиях  администрация ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа»  пришла к выводу, что школа должна активнее реагировать на реальности изменяющегося мира. Необходимо изменить тактику действий на своем уровне и создать атмосферу, в которой школа сможет развиваться и улучшаться. Это возможно только при реализации проекта создания особой информационной образовательной среды в специальном коррекционном образовательном учреждении.

Информационная образовательная среда (далее по тексту – ИОС) – открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, социально-развитой личности, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-коммуникационных средств и педагогических технологий.
ИОС ГКОУ ЛО «Сосновоборской специальной школы» должна реализовать: – интегрирующую функцию, т.е. создание «пространства возможностей» для всех участников образовательного процесса, объединение усилий педагогов и администрации для решения задач, поставленных перед современной школой для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Дифференцирующая функция состоит в создании таких микросред («ниш»), которые позволяют:

·                     администратору – своевременно получать необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений.

·                     педагогическому работнику (учителю, воспитателю, психологу, логопеду) – построить собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства;

·                     обучающемуся – иметь возможность для развития, социализации и самореализации творческого потенциала.

Основание изменения образовательной среды на информационную образовательную среду

1.        Нормативно-правовой блок
·         Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
·         Устав;
·         ФГОС для детей с интеллектуальной недостаточностью;
·         Положение по работе с цифровым оборудованием ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа»;
·         Положение об официальном сайте ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа»;
·         Положение о локальной компьютерной сети ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа»;
·         Положение о мобильном кабинете информатики и ИКТ;
·         Регламент работы  в  локальной  сети  ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа» и  сети Интернет;
·         Регламент работы с электронной почтой ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа»;
·         Регламент работы с базами данных, учету и движению средств вычислительной техники и программного обеспечения  ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа»;
·         Инструкция для сотрудников о сайте ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа», о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет;
2.        Организационно-содержательный блок

Административная информационно-образовательная среда

(средства коммуникации с учредителем, электронные мониторинговые системы, Апостроф,  электронный документооборот, ФИС ФРДО, система АЦК, МОРФ, ГосЗакупки, 1С)

 

Создаваемая в школе информационная образовательная среда строится в соответствии со следующей иерархией:

Учебная информационно образовательная среда

(электронная система психодиагностики, электронная база данных на обучающихся, программное обеспечение для интерактивной доски, динамические УДК, дистанционные КПК для педагогов)

 

 

 

Информационно образовательная среда воспитательной и внеурочной деятельности (Цифровое оборудование для поддержка творческого потенциала обучающихся), 

Информационно образовательная среда коммуникации всех участников образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители, социум)

 

  3.                  Основные элементы информационной образовательной среды
1.   Информационные образовательные ресурсы:
·         компоненты на бумажных носителях (учебники, рабочие тетради и др.);
·         электронные приложения к учебным пособиям, электронные наглядные пособия, электронные тренажеры по учебным предметам;
·         образовательные интернет-ресурсы.
2.    Цифровые средства обучения;
3.    Средства коммуникации: локальные сети – административная проводная и ученическая wifi-сеть.
4.    Информационный блок
Официальный сайт образовательного учреждения – http://specsbor.ru
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения обеспечивает:

·                     информационно-методическую поддержку образовательного процесса через сеть Интернет;

·                     планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения с использованием цифровых образовательных ресурсов;

·                     мониторинг образовательного процесса и его результатов;

·                     мониторинг здоровья и физического развития обучающихся;

·                     мониторинг личностного и социального развития обучающихся;

·                     создание, поиск, сбор, обработка, хранение и представление информации;

·                     дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (электронная приемная, электронный дневник, социальное родительское сообщество образовательного учреждения);

·                     дистанционное и сетевое взаимодействие с другими организациями социальной сферы.

Используемые в учебно-воспитательном процессе и в коррекционно-развивающей деятельности цифровое оборудование (интерактивные доски, документ камера, интерактивные планшет и мобильный класс на базе netbook) позволяет повысить качество преподавания. Расширились средства коммуникации между родителями и педагогами через социальные сети и skype-общение. Психологическая служба в системе проводит мониторинги целесообразности внедрения ИКТ учебно-воспитательный процесс и процесс коррекции поведения обучающихся школы с нарушением интеллекта.
В образовательном учреждении используются учебно-дидактический комплекс «Математика на компьютерах» (разработанный группой программистов под руководством Паньгиной Н.Н.), интерактивные учебные презентации по гуманитарным предметам, пакет учебно-дедактических материалов (флипчарты) для интерактивных досок 1-9 класс, учебно-дидактические комплексы, содержащие демонстрационные, обучающие программы, тренажеры, развивающие модули позволяющие формировать представления об окружающем мире и  осуществления метапредметных связей. Самостоятельно разработанные итоговые диагностические работы  1-4 классов на базе Microsoft office PowerPoint, 5-10 класс на базе программных приложение Microsoft office и TestMaker расширяют возможности эффективной диагностики качества образовательного процесса. В учреждении педагоги используются занимательные юмористические флэш-фильмы на основе сборника Г. Остера, развивающие интерактивные ресурсы из сети интернет, которые способствуют релаксации школьников в период образовательного процесса.

При реализации ФГОС в коррекционно-развивающей и внеурочной деятельности внедрение НИКТ позволяет повысить уровень обученности школьников и качество образовательного процесса. При анализе деятельности образовательного учреждения можно отметить рост показателей Педагогической удовлетворенности в работе, а как следствие удовлетворенность каждого из педагогических работников своей деятельностью и деятельностью образовательного учреждения повышает процент охвата обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в мероприятиях различного уровня. 

Автор: Заместитель директора по УВР ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа» Коровникова Галина Викторовна, Email: specschool_bor@mail.ru