Художественно-эстетическое развитие

Автор: Норина Ольга Анатольевна

«Новые подходы к художественно – эстетическому воспитанию

детей в ДОУ»

           одной из важнейших задач педагогической теории является развитие художественно-эстетического вкуса у детей. Человек будущего должен быть с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Одной из главных задач является   создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей

 

           Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. В современном обществе происходят социальные и экономические перемены.

         

            Анкетирование родителей выявило: только 38% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.

             наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников. Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации. Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Реализация цели осуществляется через решение задач:

 организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой

· деятельности;  развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка,

· аппликация, художественный труд);  использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;

·  приобщение к традициям родного края;

·  привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по

· художественно-эстетическому воспитанию. Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:  работа с педагогическими кадрами;·  работа с детьми;

·  взаимодействие с семьёй.

· Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического  создание обстановки эмоционального благополучия;·развития являются:  создание и обновление предметно-развивающей среды;·  творческий подход к содержанию образования;·  вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми,· предоставляемых материалов;  использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;·  синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с· природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;  осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной,·      

 Работу по художественно-эстетическому воспитанию можно построить  по следующим направлениям:

1.Взаимодействие с детьми.                                                                                                                                                                        2. Взаимодействие с родителями.                                                                                                                                                   3. Обобщение опыта.

       Каждое направление тесно связано между собой и включает в себя:

Ø Формирование элементарных представлений о видах искусства

Ø Становление эстетического отношения к окружающему миру

Ø Реализация самостоятельной творческой деятельности детей

Ø Формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

 

Рекомендации для решения задач:

1.Изучить методическую литературу

2.Обогатить развивающую среду в группе совместно с родителями

3. Провести различные мероприятия с детьми с учётом запросов детей и родителей.

4. Организовать совместную деятельность с родителями.

 

 Обогащение предметно-развивающей среды.

 

Огромную роль играет  обогащение предметно-развивающей среды в группе. Рекомендуется постоянно обновлять предметные уголки. Привлекать к дополнению уголков родители.

 Разработать  и изготовиь новые дидактические игры. Совместно с родителями рекомендую создавать альбомы о своих семьях, о своих традициях.

 

Методы и приёмы работы с детьми.  

Для успешной работы с детьми можно использовать следующие дифференцированные методы и приемы.

  -Большой популярностью у детей пользуются: рассматривание иллюстраций; знакомство с произведениями отдельных писателей и поэтов. С большим удовольствием дети самостоятельно составляют сказки.

 

   –  Участие детей в инсценировках произведений; в спектаклях. Знакомство  с устным народным творчеством.

 

   –Проведение фольклорных праздников – еще один из методов развития художественно-эстетического вкуса у детей.

  -Создание проектов помогает не только развить художественно-эстетический вкус, но и развивает мышление, память, умение принимать решение, работать в коллективе.

          Реализации художественно-эстетического воспитания способствуют следующие формы взаимодействия с детьми:   

         выставки поделок

         выставки рисунков 

         экскурсии по родному городу с учетом регионального компонента

 

  Формирование художественно-эстетического вкуса эффективно и возможно только в тесной связи с семьей. Именно родители на своем опыте, на своих знаниях и своем восприятии помогают ребенку развиваться эстетически и художественно грамотным.

Рекомендованные  папки-консультации для родителей: «Детей учит то, что их окружает», «Я рисую с мамой». Проблемы художественно-эстетического воспитания можно обсудить  за  круглом столе «Современные подходы к художественно-эстетическому развитию в ДОУ»

         Очень эффективно привлекать родителей   в педагогический процесс.

    Творчески родители подходят к оформлению папок-передвижек, совместных выставок и к оформлению альбомов. 

Очень интересно и живо проходят совместные развлечения, спектакли с участием родителей.                                                                                                                                                                               С большой радостью родители откликаются на проведение совместных досугов.

Способствует сближению педагогов, родителей и детей изготовление народных игрушек, книжек-малышек.

Открытые мастер-классы  помогают не только развить художественное творчество, но и сближают родителей и детей.

 

Тема художественно-эстетического воспитания интересна и актуальна только при совместной работе педагогов ,детей и родителей .

 

  

 В результате проделанной работы дети приобрели:  умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью· выразительных образов;  у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;·  приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений· и передавать их в рисунке;  проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и· искусстве;  откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;·  используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образо·