Формирование нравственных ценностей у дошкольников

Автор: Кузьмина Татьяна Анатольевна

Формирование духовно-нравственных
ценностей у дошкольников.

 

Нравственные ценности – это нравственные идеалы, высшие принципы человеческой
жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются понятия
добра, счастья, честность, верность, справедливость, уважение к старшим, трудолюбие,
патриотизм.

Любая нравственная ценность проявляется в своей
направленности на другого человека, что на практике находит своё выражение в
нравственных отношениях. В нравственной ценности главной категорией
является доброе-злое.

Личность не является ни доброй, ни злой. Добрым или злым
является человек в его отношении к ценностям. Под «добрым» понимается
нравственное, достойное подражания.

«Злое» безнравственно и достойно осуждения. Добро требует
наибольшей нравственной силы. Обладая чувством стыда, человек различает в себе
добро и зло. В работе же совести

человек оценивает свои действия. Совесть предполагает
субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения
нравственным ценностям.

Единство нравственного сознания и поведения человека
обеспечивается процессом интегрированного взаимодействия умственного
(нравственное сознание, нравственные ценности, нравственные нормы),
эмоционального (нравственные чувства, проявления сочувствия, сопереживания),
поведенческого компонентов (нравственное поведение, поступки, действия и их
мотивы). Слабо сформированным в дошкольном возрасте является нравственное
сознание, что подтверждается данными возрастной психологии.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности
человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые
представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. ФГОС ДО закрепляет
приоритет духовно-нравственного воспитания. Одной из задач стандарта является
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил,
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над
всеми сторонами жизни ребенка. Какие нравственные качества сформируются у
ребенка, зависит, прежде всего – от родителей, педагогов и окружающих его
взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Детский сад – это место, где ребенок получает
опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и
сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах. Важным направлением
работы с детьми дошкольного возраста является краеведение – ознакомление с
родной страной, культурным и историческим наследием России. Возвращая
национальную память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам,
древним традициям, фольклору. Знакомим детей с историей и бытом русского народа
с его праздниками, обычаями и традициями, приобщая их к русской народной
культуре, что является средством формирования у воспитанников патриотических
чувств и развития духовности. Также наши дети посещают Музей краеведения и
истории города Новочебоксарска, сотрудничаем с библиотекой семейного чтения им.
А.Андрианова, Пожарной частью № 11, отделом ГИБДД.

Воспитание в детском саду невозможно без
взаимодействия с родителями. В большинстве современных семей уклад жизни в
соответствии с православными традициями утрачен. Поэтому обязательно ведётся
знакомство с народными и православными праздниками, с которыми мы знакомим
детей – Рождество, Масленица, Пасха и другие. Взаимодействие педагогов и
родителей в духовно-нравственном воспитании детей проходит также через беседы,
круглые столы, образовательную деятельность и совместные мероприятия. В нашем
детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления
работы в данном направлении. Совместная деятельность педагогов и родителей
позволяет не только формировать у ребенка нравственные качества, расширять
кругозор, но и повышает педагогическую грамотность родителей.

Нравственные чувства формируются у детей в
процессе их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Причем сначала
возникает чувство сопереживания радости, а затем уже сопереживание горя. Задача
воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами
взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. В деле воспитания
самое главное приобрести доверие и любовь ребенка, главное – знать, что любовь
завоевывается преимущественно любовью. И нельзя забывать, что нравственность –
это внутренняя установка человека действовать согласно совести. Детям
необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и
своим примером демонстрировать их на практике, чтобы они могли отличить плохое
от хорошего, а их стремления и желания были направлены на созидание,
самоопределение и развитие в себе таких качеств и ценностей, благодаря которым
мы твердо скажем о нём в будущем: они –  настоящие патриоты и граждане своей Родины!

Воспитание патриотических чувств у детей
дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в
себя воспитание любви к себе, к семье, близким людям, к детскому саду, к
родному городу и к родной стране, ее героям и гордости за них.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных
направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, подмены понятия
«патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и
методических разработок для детей дошкольного возраста.

Уровень представлений детей о патриотизме во
многом зависит от того, какое содержание материала для восприятия и понимания отобрано
воспитателем, какие методы и способы используются. В МБДОУ №44 «Поляночка» мы
используем следующие методы:

– методы формирования сознания личности –
разъяснение, рассказ, беседа, метод примера и др. (с помощью этой группы
методов у детей формируется система понятий, взгляды, убеждения);

– методы организации деятельности и
формирования опыта общественного поведения – приучение, метод создания
воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, методы иллюстрации и
демонстрации (ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе
разнообразной деятельности; деятельность в природной и социальной среде –
непременное условие развития и воспитания личности);

– методы стимулирования и мотивации
деятельности и поведения ребенка – познавательная игра, эмоциональное
воздействие, поощрение и наказание.

В практической деятельности педагоги, выбирая
методы патриотического воспитания, руководствуются целью воспитания, его
задачами, содержанием в целом. При этом большое значение имеет возраст детей.
Необходимо сказать о том, что в дошкольном возрасте одним из ведущих методов
воспитания является игровой метод, так как основной вид деятельности детей –
это игра.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает
окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у
него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной, ее людьми.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат
длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Воспитание детей осуществляется постоянно, на занятиях, мероприятиях,
праздниках, в игре и в быту. Работа осуществляется таким образом, чтобы она
проходит через струны души каждого воспитанника. Любовь маленького
ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям –
отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он
живет, детскому саду, городу.

Главной целью в патриотическом воспитании
дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной
жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к
самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только
нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического,
экологического, а также физического воспитания. Данные задачи решаются во всех
видах детской деятельности: на занятиях, в проектной деятельности, в
театрализации, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не
только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и
сверстниками.

В результате плодотворной
работы постепенно ребёнок понимает, что он – частица большого коллектива –
детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность
поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и
патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт
участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы
у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и
ценностью нашей страны является человек.

Возрождение
духовно-нравственного, патриотического воспитания – это шаг к возрождению
России. Воспитывать детей надо только своим примером.

 

Список
литературы:

1. Метенова Н.М.
Педсовет. Нравственное воспитание. Новые подходы к проведению педагогических
советов в ДОУ//ООО ИПК «Индиго», 2017. – 61с.

2. Божович Л.И.
Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.
И. Фельдштейна. – М.: АСТ, 1995.

3. Виноградова
А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное
воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.

4. Виноградова
Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С.
25-27.

5. Выготский
Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. т. 4. – 386 с.

6. Голованова
Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. – СПб.: Речь, 2004. 272 с.

7. Островская
Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника// издательство
М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

8. Диалоги о
воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений.
Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. – М.:
Педагогика, 1980. 320 с.

9. Коломийченко
Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет //ООО ТЦ
«Сфера»,2013. – 125с.

10. Иванова Т.В.
Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа//ИТД
«Корифей», 2008. – 96с.

11. Дошкольная
педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И.
Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.