Физкультурно-оз¬доровительная работа детского сада с семьей

Автор: Петрова Ольга Геннадьевна

Физкультурно-оз­доровительная работа

детского сада с семьей

 

Здоровье детей зависит не только от их физических особенно­стей, но и от условий жизни в семье, уровня развития здравоохра­нения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическо­му развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Се­мья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обуче­ния детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает се­мья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родите­лей и педагогов».

Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошколь­ном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги),  для которого характерно содействие друг  другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязан­ностей.

Более того, вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышения педагогической культуры родителей необходимо рас­сматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастер­ства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причем для того чтобы быть настоящим пропаган­дистом идей, средств и методов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольника­ми, детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной детского сада, мы особое внимание уде­ляем постоянному совершенствованию мастерства педагогов, по­иску новых подходов к физическому развитию детей, базирующих­ся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании осо­бенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий и т.д.

Таким образом, совместная работа с семьей строится на следу­ющих основных положениях, определяющих ее содержание, орга­низацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и за­дачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-

оздоровитель­ной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответ­ствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

5. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей — в детском саду.

Таким образом, алгоритм совместной физкультурно-оз­доровительной работы дошкольного образовательного уч­реждения с семьей может быть представлен следующим обра­зом:

ü анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации пи­тания и двигательной активности детей, выполнения режим­ных моментов в семье;

ü посещение детей на дому с целью анализа условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы и опреде­ления с учетом этого путей и способов улучшения здоровья каждого ребенка в семье и дошкольном образовательном уч­реждении;

ü создание в дошкольном образовательном учреждении и семье медико-социальных условий для укрепления здо­ровья и снижения заболеваемости у детей (создание зон раз­личных видов физической активности, использование зака­ливающих процедур, разнообразных массажей, фито-, вита­мино-, водотерапии и т.п.);

ü участие медицинских работников, воспитателей и ро­дителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

ü проведение целенаправленной работы среди родите­лей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, за­каливания, воздушного и температурного режима и т. д.;

ü ознакомление родителей с содержанием физкультур­но-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении;

ü обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, раз­нообразные виды закаливания и т.д.);

ü  ознакомление родителей с лечебно-профилактичес­кими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образо­вательном учреждении и обучение их отдельным нетрадици­онным методам оздоровления детского организма (фитотера­пии, ароматерапии и т.д.);

ü  создание семейных клубов по интересам «Если хочешь быть здоров—закаляйся», «Красота и здоровье», «В поход —всей семьей», «Папа, мама и я — спортивная семья» и т.п.;

ü  организация мероприятий по обмену опытом среди родителей (проведение фото, видео конкурсов на лучший спортивный уголок в семье, интересных спортивных и под­вижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, кон­курсов, викторин и т.п.);

ü  освещение передового опыта семейного воспитания по физкультурно-оздоровительной работе в средствах массо­вой информации, создание газет для родителей и т. п.