Доступные способы создания предметно пространственной развивающей среды для развития детской игры и самостоятельности в группе МБДОУ.

Автор: Зарецкая Марина Юрьевна, Белова Анна николаевна

Доступные способы создания

предметно пространственной развивающей среды

для развития детской игры и самостоятельности в группе МБДОУ.

 

Цель: Организовать развивающую среду доступными способами, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.

Задачи: 1. Изучить литературу и нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно – методических и игровых материалов;

 2. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания доступной развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ.

3. Формировать у детей навыки создания дидактических пособий дотупными способами из неоформленного материала.

В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС ДО является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Визуальные характеристики дошкольного образовательного учреждения, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя – важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, оборудования должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт. Так как реализация ФГОС требует вложений, это определяет необходимость  разработки  такой системы создания предметно-пространственной развивающей среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имеющейся  развивающей среды.
Поэтому актуальность данной работы заключается в создании предметно пространственной развивающей среды для развития детской игры и самостоятельности в группе МБДОУ доступными способами.

Именно этому разделу авторы уделили особое внимание. Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал замечательные слова: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка…» Я думаю каждый педагог стремится придумать такой мир, создать все условия для развития ребенка.

Многими учеными предметно – пространственная развивающая среда трактуется как организованное жизненное пространство.

Что бы организовать качественную пространственную среду необходимо учитывать принципы построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ:

принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога;

-принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения. (Например: «Стена творчества» – полоска обоев, на которых дети могут по желанию рисовать что угодно. Пустые рамки для рисунков детей. Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников).

-принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»; 

принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу в тематических зонах- центрах;

принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого,  предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий.

В группах нашего детского сада имеются центры, которые обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность. Каждый центр оснащен соответствующими материалами и необходимым инвентарем.

Совместно с детьми мы можем трансформировать центры с учетом их желаний и интересов. Например: в группе существует модуль который можно легко трансформировать на любую тематику в соответствии с темой недели: Перелетные птицы, Космос, времена года и другие.

Вариативность среды достаточно обеспечена. В группе имеются пространства для игры, конструирования, уединения, а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, которые обеспечивают свободный выбор детей, стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность.

Все центры группы содержат безопасные материалы, игрушки, игры. Мебель соответствует требованиям СанПин.

Дети могут свободно пользоваться любым центром, они находятся в свободном доступе.

Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм.  В группе имеются мягкие модули, которые дети могут использовать в разных игровых ситуациях.

В последнее время в группах детских садов стало всё больше декоративных элементов – картин, статуэток, сухих или искусственных цветов, кружевных штор и т.п. Однако нередко эти украшения не имеют никакого отношения к детям и к их жизни в детском саду. Это могут быть гламурные рисунки принцев и принцесс сомнительного художественного качества или фотографии известных актеров, репродукции картин и т.п.

Наличие таких декоративных элементов никак не связано с жизнью детей, а порой портит их вкус. Лучшим украшением помещений могут быть творческие работы и поделки самих детей, выставки авторских работ сотрудников ДОУ, фотографии детей и их родителей, выставки хороших игрушек и т.п.

Хочется  сказать, что      воспитатели должны постоянно пополнять предметно – развивающую среду, какими то новыми материалами, вместе с ребятами делать поделки из подручных средств, которые можно использовать для игры, для театрализованных постановок, для украшений группы.  ВОТ несколько примеров, ребята вместе с родителями и воспитателем, сделали эти работы…

Ну и конечно не забывать, что без участия родителей, как воспитания наших детей так и оснащения группы, мало что может измениться.