Автор: Шаларь Алла Сергеевна
Конспект проведения познание окружающего мира «Чистота» в средней группе
Задачи. Учить правилам личной гигиены. Научить осознанно и правильно обращаться с предметами личной гигиены. Способство¬вать становлению опрятности у детей. Рассказать, откуда происходят предметы повседневного употребления.
Предварительная работа. Накануне педагог читает детям сказку К. И. Чуковского «Мойдодыр». Во время режимных моментов воспи¬татель напоминает детям, когда нужно чистить зубы, мыть с мылом руки. Объясняет, что зубная щетка, расческа должна быть у каждого своя, пользоваться чужими щетками и расческами нельзя. Предлага¬ет придумать, как не путать похожие предметы личной гигиены: если у кого-то гребешки похожи, то что нужно сделать, чтобы не перепу¬тать? (класть вещи каждому на свое место, а место пометить картин¬кой; завязать на гребешке бантик; иметь футляр для гребешка и т. п.).
Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации или реаль¬ные предметы — зубная паста и зубная щетка, шампунь для волос, мыло, разные виды мочалок и губок. Мыльный раствор, трубочка или специальное колечко на палочке для выдувания мыльных пузырей.
Ход занятия:
В: Давайте вспомним вместе сказку «Мойдодыр», которую вчера читали
В: Каких помощников позвал Мойдодыр, чтобы вымыть мальчика-грязнулю (щетки, мыло, мочалка).
Обсуждает с детьми, по¬чему стихотворение заканчивается словами «Вечная слава воде!».
В: Что еще нужно для того, чтобы всегда быть чистым и опрятным; что понадобится для того, что¬бы вымыть голову, почистить зубы, причесать волосы.
(Выставля¬ет, рассматривает вместе с детьми и называет реальные предметы или картинки — шампунь, зубная щетка, зубная паста, обычное и жидкое мыло, гель для душа, мочалка, губка, полотенце, расческа и щетка для волос)
В: Ребята, уже очень давно люди при¬думали, чем можно расчесывать волосы, чистить зубы или мыть руки. Из разных веточек получались щетки и расчески: если связать веточ¬ки в пучок, то — расческа, расщепить на конце — зубная щетка. Есть даже куст, который так и называется «зубная щетка». Его веточки с давних пор использовали, чтобы чистить и полировать зубы. Губки и мочалки люди находили в самых разных местах. Мочалку, которой пользовались раньше, делали из мочала, мягкой коры липы. Ту мо¬чалку, которую мы покупаем сейчас, получают из овоща, который называется «люффа».
В: Давайте вместе скажем. Люффа — родственник тыквы — растет на юге. За настоящей, не синтетической губкой людям приходится нырять на дно теплых морей.
В: Почему вещи бывают грязными и как их чистят (моют, стирают, вытирают и т. п.).
Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение, которое называется «Я мою руки» (автор — Михаил Яснов):
Мыло бывает Разным-преразным: Синим, зеленым, Оранжевым, Красным…
Но не пойму:
Отчего же
Всегда
Черной-пречерной
Бывает
Вода?\’
В: Почему, когда моешь руки, вода бывает черной-пречерной. Делает вместе с детьми вывод, что мыло смывает грязь с рук, поэтому вода от грязи становится черной.
В: Что еще происходит с мылом, когда им намылива¬ют руки (оно пенится), когда еще может понадобиться мыло (мыло отстирает одежду, отмоет грязь не только с тела, но и с разных пред¬метов).
В: Можно ли с мылом играть?
Предлагаю послу¬шать еще одно стихотворение (автор — Ю. Есаков):
Рукам ты липкое,
Глазам кусачее,
Во рту ты горькое,
В воде ты скользкое,
В шкафу пахучее,
На ощупь гладкое.
Ты с грязью справишься,
Не испугаешься.
Ты с губкой пенишься,
Водой смываешься.
С мочалкой драишь,
Все время таешь.
Пузырь воздушный
Ты выдуваешь
И улетаешь.
В: Каким было мыло в этом стихо¬творении, спрашивает детей, что за воздушный пузырь выдувают из мыла; пускали ли они когда-нибудь мыльные пузыри, как это дела¬ется.
Уточняет, что для того, чтобы выдувать мыльные пузыри необ¬ходимо сделать мыльную воду: развести мыло в воде, а потом опус¬кать туда соломинку или специальное колечко на палочке и выдувать мыльные пузыри.
Показывает, как выдувают мыльные пузыри, как сделать большой пузырь, рассматривает с детьми, какого они цвета, что происходит, когда пузырь наталкивается на какой-либо предмет.
Читает детям стихотворение Дины Крупской «Чистота» и обсуждаю с ними, почему потерялась чистота, виноваты ли в этом коты, что нужно сделать, чтобы в доме чистота появилась вновь (убрать кровать, вытереть пыль, вымыть посуду).
В нашем доме суета: Потерялась Чистота. Поискали мы у Кати В незастеленной кровати — Там все слиплось от конфет, Чистоты в помине нет. Под диваном в горах пыли Норы длинные прорыли. Заглянули в зеркала — В зеркалах сплошная мгла. Посмотрели мы в духовку — Стало нам совсем неловко: Грязный дядька в бороде В нашей спит сковороде. Не нашли мы Чистоты, Видно, выкрали коты.