Доклад “Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки”

Автор: Мусатова Татьяна Витальевна

Доклад музыкального руководителя: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

 

         Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

    -нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

    -нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

    -нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

     -нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

         Цель музыкального образования – формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музыки.

Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для меня является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», – гласит старинная украинская мудрость.

Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

      Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родной стране, краю, дому, семье, детскому саду;

      Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями, русским народным фольклором

      Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

            Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности, как НОД, беседы – концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные.            

        «Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин). Поэтому нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

          Система нравственно – патриотического воспитания в ДОУ – это взаимодействие с педагогами, узкими специалистами, с родителями, детьми.

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру. 

         Таким образом: все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом   является слушание музыки.

         Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви   к ближнему.  Опираясь на программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему.  Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке – «Весело – грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как:

       – художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов);

       – художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);

        -художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного смысла);

         – художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

        В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора. 

Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к   ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.

         По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен  Римского-Корсакова, М. И. Глинки,  А. Лядова:  «Окликание дождя», «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде»,  «Дубинушка» и др.;  М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане».

Для реализации задач по духовно- нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

На праздниках затрагивается несколько тем: «Любовь к матери», «Добро и зло», «Любовь к Родине». В последнее время тема патриотического воспитания становится актуальной. Нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями – все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.

         Организация и проведение внутри садовских мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы. На эти мероприятия мы приглашаем наших доблестных воинов запаса – пап и дедушек воспитанников, а также ветеранов Великой Отечественной войны. В праздничных, литературно-музыкальными композициями принимают участие и взрослые и дети.

          Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуре происходит в течение всего года. Этому способствует разработанный мной план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных праздников. Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники: «Масленица», «Пасха», «День березки», с участием родителей и сотрудников детского сада. Дети и взрослые водят хороводы, поют песни, загадывают загадки, рассказываю пословицы и поговорки, играют в игры.

         Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и научит их творчески преобразовывать окружающий мир.