Детская журналистика ,как средство развития диалогической речи

Автор: Кузьмичева Тамара Ивановна

Детская журналистика, как средство развития диалогической речи

 

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Таким образом, в дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Такое специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению диалогической речью.

Анализ проведенных диагностических результатов показал, что  старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, диалог не получается, каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера.

 

Определим цель и задачи, работая по этой теме.

Цель – формирование культурной, творческой, социально-активной личности.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач выделим следующие:

·             развивать связную диалогическую речи;

·             развивать коммуникативные и личные  взаимодействия детей друг с другом;

·             расширять  и активизировать словарный запас;

·             закреплять навыки  ведения диалога;

·             способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.

·             развивать  умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;

·             формировать начальные представления о профессиональных журналистских качеств  и навыков..

Основными принципами являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, математикой, свободной, игровой деятельностью детей, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

.

Поставленные задачи решаются в форме занятий с использованием различных методов, таких, как:

-моделирование ситуаций,

-наблюдения,

-развивающие игры,

 

-упражнения-тренинги,

-импровизации,

– рассматриванием рисунков и фотографий,

-рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.),

-беседы, обсуждения.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию этих процессов.

Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. Они учатся планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога.

На занятиях используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Занятия построены на коммуникативно – познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

 

 

Занятия помогают детям узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о журналистике, понимать ее назначение в жизни людей.

При знакомстве детей с журналистикой необходимо провести ряд занятий, игр.

Занятие «Ознакомление с газетой , журналом.»

Задачи занятия:

-знакомить с газетой, журналом, как видами периодической печати,

-формировать представление детей о профессиях связанных с созданием периодической печати (репортер, фотограф, редактор, художник, журналист)

-учить создавать собственные заметки в газету, журнал группы.

Предварительная работа: рассматривание газет, журналов, обсуждение их содержания, оформления.

Занятие «Телевидение, радио»

Задачи.

-развивать игровые умения, взаимодействие, игровой диалог, умение придумывать сюжет

-знакомить с профессиями работников телевидения, радио (корреспондент, оператор, редактор, радиоведущий).

-формировать представление о том, как делаются радио и телепередачи.

Сюжетно-ролевая игра «Работа журналистов»

 

Сюжетные линии этой игры.

Редактор дает задание взять интервью или написать статью, заметку, репортаж на заданную тему для теле или радио передачи , в газету, журнал .Игру можно соединить с играми «Телевидение», «Типография», «»Почта», «Книжный магазин».

Предлагаются словесные игры на развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Игра «Опиши профессию, не называя ее». Можно предложить профессии журналист, фотограф, художник, повар,  повар и т.д.

 

Игра «Подбери то, что тебе нужно для работы»

 

Дети разбиваются на команды. Каждая команда получает набор карточек с изображением предметов, необходимых для работы человеку определенной профессии. Воспитатель называет профессию, а дети должны подобрать к ней всю атрибутику. Побеждает команда, которая сделает это быстрее всех. В результате словарь детей обогатился профессиональной терминологией: оператор, диктор, звукооператор, режиссер, рекламодатель, корректор, корреспондент.

 

Игра «Не пропусти профессию»

 

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение
кругозора.

Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.

Варианты слов:

водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, журналист, сталевар, болтун, фоторепортер, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, корреспондент, звукооператор, листок, шахтер, диктор, экскурсовод, учитель, сено, мама, кондитер, река, очки, продавец, тетрадь, фантазия, парикмахер, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономист, стрекоза, машинистка, пулемет, чайник,лампа.

Игра «Угадайте, какая профессия у человека»

 

Весы, прилавок, товар                     (Продавец)

Каска, шланг, вода                         (Пожарный)

Сцена, роль, грим.                          (Артист)

Читальный зал, книги, читатель         (Библиотекарь)

Ножницы, ткань,

швейная машинка                            (Швея)

Плита, кастрюля, вкусное блюдо         (Повар)

Поле, пшеница, урожай                     (Фермер, колхозник)

Доска, мел, учебник                          (Учитель)

Руль, колеса, дорога                         (Водитель)

Маленькие дети, игры, прогулки          (Воспитатель)

Топор, пила, гвозди                           (Плотник)

Кирпичи, цемент, новый дом                (Строитель)

Краски, кисти, побелка                       (Маляр)

Болезнь, таблетки, белый халат           (Врач)

Ножницы, фен, модная прическа           (Парикмахер)

Корабль, тельняшка, море                   (Моряк)

Небо, самолет, аэродром                     (Летчик)

Микрофон, блокнот, диктофон              (Журналист)

Микрофон, телестудия, гости программы (Диктор, телеведущий)

Игра «Что лишнее» (слайд)

Детям предлагаются карточками с предметами, из которых нужно выбрать только те, на которых изображены предметы нужные для работы корреспондента.

Игра «Звукооператор» (слайд)

 

Цель: научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности.

 

Для этой игры необходимо звуковое сопровождение, и здесь не обойтись без специальных приспособлений. Следует найти предметы, которые могут стать источниками разных характерных звуков. Например,  подойдут чистая консервная банка, наполненная сухим горохом, деревянная ложка, колокольчик, свисток, и др. Кроме того, необходимо подготовить магнитофон и пустую кассету. Распределить роли между собой. Теперь вы готовы к тому, чтобы сделать радиопостановку. Расскажите, например, «Сказка о царевиче и драконе» она может начинаться так:

В далекой – далекой сказочной стране жил был царь,  и было у него три сына. В один прекрасный день отправил царь старшего сына на охоту (кто – то имитирует звуки охоты с помощью трещотки. Долго или коротко ехал он и выехал большое – пребольшое поле (кто – то имитирует с помощью инструментов езду). В поле лежал огромный камень. Только подъехал царевич к тому камню, как выскочил из – под него заяц и побежал во всю прыть… (кто – то имитирует зайца с помощью банки, наполненной горохом).

Включайте магнитофон и приступайте к делу.

 

Игра «Телевизор»

 

Цель: учим устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

Выбирают одного ребенка   (ведущий телепередачи); остальные дети

делятся на 2 группы и уходят в другое помещение.

Воспитатель дает ведущему задание показать по ТВ (окно в ширме или стульчик со спинкой) передачу «Новости» («В мире животных», «Самый умный» и т. д.) пока он готовится, взрослый приглашает 1 группу

телезрителей, рассказывает им о событиях, которые будут показаны, телезрители по описанию угадывают, что за передача, и договариваются, как расскажут о ней 2 группе детей. Телезрители передают им информацию об увиденной передаче. Эта группа детей говорит, какую передачу они смотрели. Затем дети меняются ролями.

Другой вариант игры. Телеведущий задает вопросы, приглашенному на телепередачу. Тему подбирают для диалога дети сами.

 

Одним из методов знакомства детей с журналистикой является метод моделирования. Моделирование считается   эффективным приемом развития диалогической речи, так как замена вербальных абстрактных образов зрительными, значительно облегчает обучение. С этой целью  разрабатываются  схемы-подсказки для ведения диалога .

Схема-подсказка состоит  из картинок – символов. По этим картинкам совместно с ребятами подбираются возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок -корреспондент выстраивает свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде картинок-символов.(слайды-схемы).

В ходе такой работы по знакомству детей с журналистикой

дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, строить диалог с одним человеком или группой людей, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.

У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука.