Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС

Автор: Соколова Ирина Петровна
Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться.
( слайд 2) Среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в школе, в основу которой входит формирование у обучающихся системы универсальных учебных действий (УУД)
Особенность предмета “Музыка” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере специальные, культурологические, исторические знания и дает ученику материал социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
(слайд 3) Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания. . Выделяются следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом. Владение универсальными учебными действиями позволяет обучающимся успешно осваивать информацию на всех этапах.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип перехода от деятельности в учебной ситуации — к деятельности в жизненной ситуации.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
(слайд 4)
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
• владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
(слайд 5) В рамках предмета “Музыка” для формирования коммуникативных универсальных учебных действий требуются специальные методы: работа в парах и малых группах, метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы: “командно-игровая деятельность”, “учимся вместе”.
Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.
(слайд 6) Совместная деятельность школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей. Групповые формы организации учебного общения включают в себя: групповую работу над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); взаимопроверку заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, аппликации; соревнования команд и др.
Работа в группе помогает ученику осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Содержание курса 5-го класса (тема года – “Музыка и другие виды искусства”) раскрывается в двух крупных разделах – “Музыка и литература”, “Музыка и ИЗО”. Тематическое построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи: песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел “Музыка и литература”). Специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел “Музыка и изобразительное искусство”). Данное содержание предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что её окружает: с жизнью, природой, обычаями, стихами, сказками, картинами и многим другим. Кроме того, оно призвано научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и, тем самым, подтверждать их глубинную взаимосвязь.
(слайд 7) Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
• метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
• метод эмоциональной драматургии;
• метод интонационно-стилевого постижения музыки;
• метод художественного контекста;
• метод создания “композиций”;
• метод междисциплинарных взаимодействий;
• метод проблемного обучения.
Названные методы способствуют решению поставленной задачи – формированию коммуникативных УУД (вот несколько примеров).
(слайд 8)

Изучаемая тема Элементы содержания Коммуникативные УУД
Мелодия и слово (раздел “Музыка и литература”) Установление внутренних связей музыки с литературой. Зачем нужен поэтический текст? участие в коллективном обсуждении проблемы;
способность вести диалог;
умение грамотно и точно выражать свои мысли;
петь слаженно в хоре, группе
Музыка и кино (раздел “Музыка и литература”) Определение роли музыки в кинофильмах: музыка воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик. способность встать на позицию другого человека (героя фильма);
использование речи для регуляции своего действия;
участие в коллективном обсуждении
Музыкальный портрет (раздел “Музыка и изобразительное искусство”) Сопоставление произведений музыки и живописи. внимательное, вдумчивое слушание музыки, анализ и обсуждение услышанного;
участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
слушать и понимать речь других
Картины природы в музыке (раздел “Музыка и изобразительное искусство”) Усвоение понятия “музыкальный пейзаж”. Сопоставление общих понятий в музыке и живописи. слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;
умение работать в группе;

(слайд 9)
Таким образом, учебный предмет “Музыка” создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений гуманного социума:
• умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание;
• контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения;
• извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.
А также формирует коммуникативные умения специального и культурологического характера:
• совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
• знакомства с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
• самооценки и интерпретации собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизации музыкальных образов.
(слайд 10) До новых встреч!

Формиров коммуникат УУД на уроках музыки в соотв с требов ФГОС.docx