БЕСЕДА. КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Москвичева Жанна Сергеевна

Анализ исследований ученых по проблеме содержания бесед с дошкольниками

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего – либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.

Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод развития связной речи. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется. В беседе вместе с мышлением развивается речь.

В прошлом веке при отборе содержания бесед важнейшим был принцип близости и доступности обсуждаемых явлений. Считалось возможным беседовать с детьми лишь о непосредственно окружающих ребенка вещах. Содержание бесед, таким образом, ограничивалось наличием у ребенка совершенно конкретного чувственного опыта, касающегося тех явлений, которые становились предметом беседы.

В наше время проблема содержания бесед с дошкольниками исследовалась многими учеными, такие как: А.П.Усова, Е.А.Флерина, Е.И.Радина, Э.П.Короткова, Н.М.Крылова.

Е.И.Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недостаточно им осознается. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее.

Ученые сделали выводы: по отношению к современным детям содержание «простого» и «сложного», «далекого» и «близкого» в эпоху развития техники, культуры изменилось. Картинки, книги, кинофильмы, детские передачи, альбомы, компьютерные программы расширяют круг детских представлений и понятий, будят у ребенка новые интересы. С детьми можно беседовать о том, чего не было в их чувственном опыте, но что им психологически близко и понятно. Современность подсказывает новую тематику. Каждая беседа должна сообщать что-то новое: или давать некоторые новые знания, или показывать знакомое в новом аспекте. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие сознание ребенка на более высокую ступень знания. Важным является вопрос о месте беседы среди других методов работы.КЛАССИФИКАЦИЯ БЕСЕД

 

Беседа – это одно из средств обучения детей. Её роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения.

Остановимся на классификации бесед.

Е.А.Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед:

1.     Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.

2.     Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениями детей.

3.     Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи.

М.М.Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е.А.Флериной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе и т.д.) и этические (о нормах поведения людей в обществе и дома).

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА БЕСЕД

 

ВВОДНАЯ БЕСЕДА – это беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограничена. Цель ее – выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Вводные беседы успешны , если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов останется неразрешенным («посмотрим….увидим….проверим..»).

БЕСЕДА,СОПРОВОЖДАЮЩАЯ ПРЕОБРЕТЕНИЕ НОВОГО – является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель её – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя – обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ или ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию связной диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросоответной форме общения.

 

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕД В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

 

Речевая активность детей в беседе – один из показателей ее эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей приняли участие в коллективном разговоре.

Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:

1.     Не давать детям удаляться от главной темы.

2.     Неуклонно вести к конечным выводам.

3.     Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.

4.     Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.

5.     Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.

6.     Побуждать детей к вопросам. Мы знаем, что в определенном возрасте дети засыпают вопросами: что это? Почему? Для чего? и т.д. Это своеобразное проявление детского развития, требующее к себе специального внимания в смысле уяснения, что и как отвечать детям, должно быть использовано в интересах развития речи детей.

7.     Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.

8.     Вызывать соревнование высказаться ясно и изысканно.

9.     Беседы ведутся индивидуально и коллективно.

В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия – беседы. Беседа – разговор используется во всех возрастных группах, в отношении младшего дошкольного возраста используется беседа – разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок и начинается с 2 – 3 минут. Затем она удлиняется и становится более организованной. В средней группе беседа – разговор может длиться до 10 минут, в старшей – до 15минут, в зависимости от материала и заинтересованности детей.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ  (подготовительная к школе группа)

Тема: « Кто строит дом?»

Цель: закрепить знания о труде строителей, познакомить с новой профессией – архитектор.

Задача: развитие навыков разговорной речи, умение высказываться в коллективе, доказывать свою точку зрения. Уважение к людям труда, воспитание культуры речевого общения.

Словарь: введение новых слов: архитектор, план; закрепление и активация слов: каменщик, плотник, штукатур, маляр, подъемный кран.

Ход беседы:

«Ребята, а вы заметили, что за окном идет строительство нового дома?»

Ответы:

«Давайте понаблюдаем около окна за строительством. Что вы видите?»

Ответы:

«А как вы думаете, откуда строители знают, как надо правильно строить дом?»

Ответы:

«Правильно. Они строят по плану, который разработал архитектор. А кто из вас знает кто это такой?»

Ответы:

Архитектор – это такая профессия, на нее нужно учиться. Архитектор придумывает и рисует  дома на бумаге. А строители воплощают его чертежи в жизнь.

«АРХИТЕКТОР»

Архитектор строит дом,

Дом многоэтажный,

Строит дом карандашом

На листе бумажном.

 

Нужно всё нарисовать,

Вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать,

Лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет,

Чтобы был в квартирах свет,

Ванны, умывальники

Для больших и маленьких.»

« Какие строительные профессии вы знаете?»

Ответы:

По ходу ответов можно дополнить еще, которые дети не назовут.

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит… (строитель)

 

Он легко одной рукой

Строит дом для нас с тобой

Что за чудо-великан?

Скажут все – …(подъемный кран)

 

ШТУКАТУР

Из училища на стройку

К нам приехал паренёк.

Он уверенно и бойко

Штукатурит потолок.

Штукатурку лепит к стенам

Маленькой лопаткою,

Чтобы были эти стены

Ровные и гладкие.

Вот и познакомились мы с вами с новой профессией – архитектор.

Завтра мы еще понаблюдаем за строительством. Спасибо всем за участие в нашей беседе.

 

Список литературы.

1.     Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] – М.: Академия, 1997.

2.     Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1981

3.     Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе. – М.: Просвещение,1981

4.     Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Академия, 1981