Адаптивная физическая культура и физическая реабилитация

Автор: Анфёров Игорь Викторович

Содержание:

I. Введение………………………………………………..………………….…….3
II. Процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением зрения…………………………………………………………………………….…5

1. Дети с нарушением зрения, причины возникновения, психофизические особенности………………………………………………………………………………………………..5

1.1. Понятие нарушения зрения, причины

возникновения, классификация………………………………………….……….5

1.2. Психические особенности детей с нарушением зрения.………..………….8

1.3. Особенности физического развития детей с нарушением зрения………..10

2. Методы и средства, используемые в адаптивно-физическом воспитании для детей с нарушением зрения………………………..…………………..……11

2.1.Методы и средства, используемые в адаптивно-физическом воспитании для детей с нарушением зрения………………………………………………….………11

2.2 Развитие физических качеств и основных локомоций……………………15

2.3 Методические особенности урока

по адаптивно-физическому воспитанию……………………………….….…..18

2.4 Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей……………………………..…….….…..20

III. Выводы………………………………………………………………..….…..22

IV. Список литературы………………………………………………….………24

V. Приложение……………………………………………………………..……26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

     В настоящее время 10% населения Земли имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. В России в настоящее время только на учете в органах социальной защиты состоит 6,2 миллиона инвалидов.

     В связи с охарактеризованной выше ситуацией все большую значимость приобретает вопрос о том, какой должна быть социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями. Данный вопрос является крайне важным не только с теоретической точки зрения, но и в практическом плане для всех, кто включен в работу с этими лицами. Вторая половина ХХ столетия знаменует формирование гуманистически ориентированной концепции отношения к людям с ограниченными возможностями как идея их социальной интеграции, равных прав и возможностей.

     Эта концепция исходит из таких гуманистических ценностей как признание самоценности личности человека с ограниченными возможностями и приоритет интересов личности над интересами общества. Ограниченные возможности не рассматриваются как существенный недостаток человека, создающий проблемы по вине самого этого человека. Усилия общества должны быть направлены на изменение не только людей с ограниченными возможностями, но и тех негативных социальных условий, которые создают проблемы для этих людей, на устранение негативных установок по отношению к ним, рутинных правил и т.д. Необходимо помочь им бороться с недугами и предоставить равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. «При этом люди ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей» [Астапов, Лебединская, Шапиро, 1995, С. 6].

     Эффективное решение данной проблемы зависит от множества факторов, связанных с областью медицины, техники, экономики, педагогики, культуры и т.д.

     Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и, чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры.

     В данной работе рассмотрим работу по коррекции двигательных нарушений детей с депривацией зрения.

     Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения является чрезвычайно актуальной и занимает особое место в психолого-педагогической науке. Компенсация нарушений зрительного восприятия у таких детей может облегчить ориентировку в пространстве, учебно-воспитательный процесс, физическую трудовую подготовку и интеграцию в общество зрячих.

     Вопросом о необходимости коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения занимались офтальмологи, нейрофизиологи, психофизиологии, тифлопедагоги и тифлопсихологи такие как: Земцова М.И., Новикова Л.А., Кулагин Ю.А., Солнцева Л.И., Куман И.Г., Плаксина Л.И., Литвак А.Г., Гигорьева Л.П., Федоров С.Н., Каплан А.И. и другие.

     В настоящее время в России недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в дошкольном возрасте. Это обусловлено отсутствием методик, аппаратуры, специалистов и центров реабилитации. В результате чего в специальные школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом развитии.

     Установлено, что организация процесса физического воспитания с традиционным подходом, к детям без отклонений в состоянии здоровья не в полной мере решает проблему улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

      Кроме того, общим в этих работах является то, что для детей с нарушением зрения характерно отставание в физическом развитии, физической подготовленности, в темпах биологического созревания, у них отмечаются функциональные нарушения в деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, имеют место отклонения в функциях опорно-двигательного аппарата. В то же время фактом является то, что существующие программы физического воспитания не в полной мере способствуют эффективности физического развития детей, содержательная взаимосвязь различных их составляющих требует совершенствования. Значимость адаптивной физической культуры для младших школьников с различными степенями зрительной патологии не может быть переоценена.     Именно здесь физическая культура не имеет аналогов, равноценных по силе воздействия на разные стороны реабилитации инвалидов. Практика подтверждает, что если для здоровых детей физическая активность – обычная потребность в повседневной жизни, то для инвалидов по зрению занятия физическими упражнениями жизненно необходимо, так как служат естественным методом одновременно физической, медицинской и социальной реабилитаций.

     На сегодняшний день актуальна проблема в рамках адаптивного физического воспитания детей школьного возраста с нарушением зрения улучшения показателей их физического развития, повышения уровня физической подготовленности, укрепления их здоровья, социализации в здоровое общество сверстников.

     Цель данной работы: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением зрения.

     Задачи работы:

.Представить анатомо-физиологические аспекты зрительной системы;

.Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением зрения по данным научно-исследовательской литературы;

 

.Определить адекватные методы оценки эффективности средств адаптивного физического воспитания для инвалидов с нарушением зрения по данным научно-исследовательской литературы.